Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»

Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа «Герой нашего времени».
Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В. Г. Белинский говорил: «Хоть автор и выдает себя за человека, совершенного чужого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним. И в их взгляде на вещи — удивительное сходство».
Для Лермонтова, как и для многих других поэтов и писателей того времени, свобода и воля была основной ценностью, и неудивительно, что именно эта проблема также встает перед героем романа.
Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности своего класса делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, вынужден уехать на Кавказ. Вчитываясь в строки романа, невольно вспоминаешь стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия». В нем лирический герой повествует о своей внутренней неприязни к «стране рабов, стране господ». Он ищет душевного спокойствия и равновесия, которое надеется найти только на Кавказе:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Печорин разочарован в современном мире: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья».
Все эти мысли приводят героя романа только к скуке и равнодушию. Именно это состояние апатии, хандры приводит Печорина к одиночеству, от которого некуда скрыться. Оно полностью поглощает человека. Самому Лермонтову было знакомо это чувство. В большой мере это проявляется в его стихотворении «И скучно, и грустно…»
В нем лирический герой говорит о бессмысленности человеческих ценностей в современном ему мире. Он не хочет любить, ибо «на время — не стоит труда, а вечно любить невозможно». В душе лирического героя «и радость, и муки, и все так ничтожно». Он не находит утешения даже в мечтах и желаниях, так как они, по его мнению, бессмысленны. Вся жизнь постепенно становится никчемной и глупой:
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг. —
Такая пустая и глупая шутка…
Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Его скепсис и, конечно же, эгоизм, по моему мнению, результат времени после декабрьского восстания 1825 года. В этот период на смену храбрости и духовной силе пришел нравственный распад, трусость и пошлость.
Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. И в лирике Лермонтова очень часто встречаются стихи о бессмысленности и жестокости любви и дружбы. В одном из известных лирических произведений поэта, которое называется «Тучи», говорится о жестокости мира, где ценность — «зависть темная», «злоба открытая», «или друзей клевета ядовитая». Лирический герой не может принять такую действительность.
Для Лермонтова любовь — это трагедия, душевная боль и вечное страдание. В стихотворении «Благодарность» поэт благодарит Бога за «томные мучения страстей», «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов и клевету друзей». Но при этом заставляют задуматься последние строки стихотворения:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Именно в последних словах, на мой взгляд, проявляется истинное отношение лирического героя к своей жизни.
Весьма неудивительно название романа Лермонтова, ибо перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформирован в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять в некоторой степени свою значимость. В стихотворении «Дума» Лермонтов обращается к современному для него поколению и приходит к следующему выводу:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Здесь поэт говорит о никчемности существования целого поколения. Печорин так же неоднократно приходил к этой мысли, отсюда, на мой взгляд, его небоязнь смерти и даже стремление к ней: «Что ж? умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно скучно». Но глава романа «Герой нашего времени» «Фаталист» свидетельствует о некой предопределенности, о том, что все в жизни человека происходит по особым законам и нельзя изменить свою судьбу.
Лермонтова всегда волновал вопрос, в чем же смысл существования поэта или писателя. Он всегда соглашался с Пушкиным в том, что художник, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». Но при этом поэт осознает, что правда всегда колит глаза. Именно поэтому в стихотворении «Пророк» он говорит:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Но, несмотря на всю жизненную несправедливость, истинный художник все же следует своему призванию.
Написав роман «Герой нашего времени», Лермонтов в первую очередь хотел показать современный ему мир, не приукрашивая его. Мир, который небезнадежен, а еще может измениться в лучшую сторону.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»


Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»