Наталья Петровна — характеристика литературного героя

НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА — героиня комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»). Н. П. Ислаева — молодая хозяйка «дворянского гнезда» — является соперницей юной воспитанницы Верочки в любви к молодому учителю Беляеву. Дама из хорошего общества, она преступно и трагично влюблена в разночинца. Человек нравственных принципов, она, поддаваясь любовной страсти, совершает безнравственный поступок: эгоистично разрушает чувства Верочки к Беляеву. Н. П.- образ сложного социально-психологического «состава». Это знак целой культурной эпохи, стиля жизни, выражение красоты дворянского быта и драматизма конкретной судьбы. Тургенев всматривается в душевные брожения героини, переживающей любовный кризис. Увлечение учителем сына разрушает привычную гармонию существования. С ветром, которого жаждет Н. П. и которому открыто подставляет лицо (символизирующим функцию Беляева в пьесе), в дом Ислаевых врывается страшный, еще не знакомый диссонанс отношений. Тургенев выстраивает сложный внутренний конфликт героини. Она, как и Ракитин, рефлекси-рует, способна трезво оценить свое положение: жизнь, «закованная в корсет», плетение кружев в душной комнате,- и потому новое чувство — это глоток свежего воздуха в душный день. Поведение Н. П.- это бунт против себя, правил, устоявшегося течения жизни. Новое чувство манит Н. П. как стихия свободы, раскрепощения. Ее любовь — это тоска по сильному, естественному чувству, открытие всепоглощающей, невостребованной страсти в себе, стремление к полноте, насыщенности переживаний. В порыве счастья она бежит на луг пускать змея, глаза ее будут блестеть: Ракитин никогда не видел такой Н. П., а мы неожидание узнаем в ней Верочку. Н. П. испугана, ей незнакомы эти ощущения («кажется, я схожу с ума»), она совершает такие нравственные просчеты, что теряет уважение к себе («комедия, которую я разыграла с Верой, меня возмутила»). Но при всем том любовь к Беляеву — не просто влюбленность в молодого мужчину (в пародийном плане эта сюжетная ситуация отзовется в «Лесе» Островского: Гурмыжская — Аксюша — Буланов). Тургенев всячески подчеркивает, что учитель — обыкновенный молодой человек, не герой, обаяние и сила его в другом. С ним Н. П. открывает в жизни новые для себя ценности: простоту, свободу и т. д. Однако, как и в Ракитине, в Н. П. есть некая «типологическая» ущербность. Не знавшая радости детства и молодости, зараженная особым вирусом законов общества, она никогда не обретет гармонию в «другом» пространстве (психологическом и социальном). В ее изломанной душе любовь все равно оборачивается болезнью (в пьесе постоянно говорят, что Н. П. нездорова). Конфликт характера складывается из двух разнонаправленных жизненных и психологических установок. Очевидно, что Н. П. никогда не выйдет за пределы «культурной нормы» (отношения с Беляевым — бесперспективны). С другой стороны, потеря любви равносильна для нее смерти («но для чего же жить потом?»). Оттого в финале Н. П.- это неживая, опустошенная душа. Наиболее известные исполнительницы роли: М. Г. Савина (1903), М. Н. Ермолова (1900), О. Л. Книппер-Чехова (1909).


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Наталья Петровна — характеристика литературного героя


Наталья Петровна — характеристика литературного героя