Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

О «Белой гвардии» Михаил Афанасьевич Булгаков говорил: «Роман этот я люблю больше всех других моих вещей». Действительно, эта книга особенная, она полна воспоминаний о родном Киеве, о большой дружной профессорской семье, детстве и юности, домашнем уюте, друзьях, светлом счастье и радости.
Первый роман Булгакова живет и привлекает нас сегодня именно силой и глубиной мыслей и чувств автора, постоянно возвращающегося к навсегда ушедшему миру прошлого и населявшим его близким, дорогим людям. «Мать мне служила стимулом для создания романа «Белая гвардия», — признавался писатель.
Работая над этим романом, Булгаков вновь посетил город своей юности. Позже он вспоминал: «…Это были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей Родины жило беспечальное, юное поколение. Тогда-то в сердцах у этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом, а зимой не холодный, не жестокий, крупный ласковый снег… И вышло совершенно наоборот. Легендарные времена оборвались, и внезапно и грозно наступила история».
Неудивительно, что в своем романе автор уделил особое внимание образу города. Булгаковский Город — это особый организм, который существует на страницах романа как нечто живое, спокойное и очень родное для писателя. Полнота образа создается за счет небольших отступлений либо пространных описаний.
Автор показывает, насколько Город не готов к тем изменениям, которые начали происходить в стране. Размеренность, покой присущи его жителям: «Зимой, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра…»
Однако постепенно все начинает меняться. Сначала малозаметные волнения пробегают по улицам. Булгаков повествует о том, что зима 1918 года была особенной для всех жителей, поскольку она не была похожа на все остальные. Город наполнялся приезжими людьми с необычайной скоростью. Народ бежал из Москвы, ставшей местом борьбы за новую жизнь: «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка».
Существование людей изменилось, на место покоя и размеренности пришло чувство страха за свою привычную жизнь. По мысли писателя, большевиков боялись все, но особой, трусливой ненавистью. Никакие меры так и не были приняты. Все только ждали… но чего?
На этот вопрос, на мой взгляд, трудно ответить, поскольку люди находились в некотором оцепенении. Автор показывает, как постепенно, со временем, меняется облик города. Теперь он озабочен теми революционными событиями, которые происходят не только в соседних государствах, но и в собственной стране.
Особое внимание, на мой взгляд, следует уделить описанию жизни Города уже во времена непрекращающихся военных действий: «Кругом Города, то здесь, то там, закипит грохот, потом прервется… Но Город еще в полдень жил, несмотря на грохот, жизнью, похожей на обычную… И вот в полдень с Печерска завел музыку веселый пулемет. Печерские холмы отразили дробный грохот, и он полетел в центр города».
Так «веселый пулемет» и разорвал, растерзал, измучил тишину и покой, некогда царивший здесь. Боль и страдания становятся естественными спутниками каждого жителя. Разруха также сделала свое дело: тысячи голодных истерзанных людей искали выхода из такой действительности, но, к сожалению, конца революции следовало ожидать еще не скоро.
«Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней» — данные строки, по моему мнению, как никакие другие, свидетельствуют, насколько беспощадной была эпоха революционного времени.
Автор показывает бессмысленность войны, ибо нельзя достичь счастья за счет человеческих жизней, боли и страдания. Но, к сожалению, природа людская такова, что многое сделанное нами очень часто бессмысленно и порой необъяснимо.
Булгаков пишет: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю… выйдут пышные всходы… задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет». Данное отступление выражает отношение автора к революционной действительности.
Булгаков не может легко относиться к человеческой жизни. Он считает, что ни одно действие, направленное на благо будущих поколений, невозможно оправдать, если оно хоть самым малым образом связано с жестокостью и унижением достоинства другого человека.
В «Белой гвардии» Булгаков обращается к образу Города, в первую очередь, для того, чтобы дать более полную характеристику тем событиям, которые происходили в стране. Частное и общее весьма тесно переплетаются на страницах романа, жизнь отдельных людей и жизнь всего Города находятся в такой зависимости друг от друга, что невозможно отделить одно от другого.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»


Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»