Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева «Людочка» (2)

«Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улице вьюга». (С. Куняев)
Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того
Времени, в котором он живет. Великие писатели никогда не приукрашивают
Жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора
Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение
Очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. Небольшое
Произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя:
Загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и
Деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе
Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.
Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого
Названия рассказа («Людочка») видно, что в нем написано о хорошей хрупкой
Девушке. Людочка все свое детство провела в деревне, со своими родителями:
Отцом и матерью, а после смерти отца — с отчимом. Ее отчим «никак не
Относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как
Вялая примороженная трава». Людочка пытается вырваться из этого чувства.
Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже
Одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.
Биография главной героини дается писателем в самом начале повествования.
«Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и
Плаксивой».
Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений,
Постепенно готовя нас к трагической развязке.
Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки.
Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в
Своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка
Была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в
Городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не
Обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание
Почувствовала она и к несчастному парню — лесорубу, который умирал в
Больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала
Глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой,
Должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать
Чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их
Вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому
Парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на
Непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда не сознавала, что, сделай
Она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоем они
Сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нем, почти умершем,
Выявился бы такой могучий порыв, что он смел бы все на пути к воскресению».
Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду,
Теперь уже она не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно
Одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о
Своей беде. Это чудовищное непонимание подвело девушку к трагическому
Исходу.
Цинизм, бездуховность — первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно
Состыкован второй пласт — экологическая катастрофа.
Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу
Центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь ее
«ароматы».
Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные
Опасности. Это определенная авторская позиция, это стремление взволновать
Читателя, заставить его оглянуться вокруг.
В. Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования
Доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью,
Подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к
Конкретным судьбам.
Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать
Людочки, ее отчим, Стрекач, Артемка-мыло и другие. Когда Людочка уже не
Могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в
Свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о
Своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка
Ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала,
Что ее матери нет никакого дела до нее. Все оставили Людочку «… теперь и
Самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности,
Лукавого людского сочувствия…» Об отчиме Людочки никто много и не знает,
Даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Он «никак не
Относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу
За Людочку. А Стрекач — это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все
Остальные, только его отличие от остальных — это то, что многие обитатели
Городского парка считали его своим главарем. Для Стрекача, так же как и для
Других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нем полностью
Отсутствовало что-либо человеческое. После его смерти «угнетенные,
Ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожного поселка вздохнут
Теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия
Нового Стрекача, ими же порожденного и взращенного». Когда Стрекач
Насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Она
Оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу же отшатнулась от нее хозяйка
Квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в
Родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Даже
Находящийся в это время рядом Артемка-мыло ничего не стал предпринимать для
Спасения чести Людочки. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что
Может только быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его
Человеком — это какое-то нравственно одичавшее существо. В стычке между
Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот
Совершает самый ужстный грех — убийство. Но с такими, как Стрекач можно
Бороться только такими методами.
Она не смогла выдержать — предательства близких ей людей. Но отступничество
Проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама
Причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не
Коснулась ее лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой
Которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в
Больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
Сама Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы,
Гавриловны, советской милиции, молодежи городка. Это — искупление невинными
И непонимающими чьих-то грехов.
Трагедия девушки — недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая,
Безучастная, без ласки и любви.
Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение)
Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за
Того, от нее все отвернулись, даже ее собственная мать. Все ее оставили в
Одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком
Одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти
«звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из нее путем
Самоубийства. Ведь и Артемка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы
Общества — это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их
Сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать
«животными», чтобы продолжать свое существование. Людочка перед смертью
Говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня — никому до меня нет дела. А
Душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной
Плоти ютившаяся душа».
Смерть героини — это ее взлет. Только после смерти она вдруг стала
Необходима матери, Гавриловне, ее заметили.
Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам
Автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста
Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов
(«золотко мое», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это
Используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки ее
Индивидуальных качеств.
Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто
Говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
Автор передает нам свое мироощущение удивительным по художественной
Выразительности, емким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи
Героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в
Голову», «гнуть спину», «работала как конь»).
Богат, колоритен, неповторим в своем мелодичном звучании язык Астафьева.
Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте»,
«испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество
Сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно
Шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные
Заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение
Получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его
Рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды,
Исходит из сердец тружеников.
Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем,
Подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно
Ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной
Отсталости.
Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжелое время
Деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас
Существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные
И друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им
Остается только наложить на себя руки). Все чаще встречаются такие отбросы
Общества, как Артемка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского
Парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в
Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может
Произойти с человеком, когда он остается один (из людей). Такое может
Произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим
Человеком.
«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении
Автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой
Художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю,
Главная задача писателя — показать, в какую пропасть мы идем. И если
Вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех
Подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя,
Научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться
Сохранить ее. Ведь красота спасет мир.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева «Людочка» (2)


Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева «Людочка» (2)