Поэма «Двенадцать» построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст — это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: «черный ветер», «белый снег», «черное, черное небо», «черная злоба, святая злоба», «черные ремни», «огни, огни, огни». Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения (С офицерами блудила — Поблуди-ка, поблуди!) граничат с лирическими описаниями (Снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся…), сниженной разговорной речью (Что, Катька, рада? — Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!), с народной частушкой, песней (Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить!). От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность «Двенадцати» отметил О. Мандельштам, назвав поэму «монументальной драматической частушкой», которая обречена на бессмертие, как фольклор.
Сочинение по литературе на тему: Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока