Анализ рассказа Л. Андреева «В тумане» (Андреев Л.)

Основные мотивы рассказа
Рассказ содержит три основные темы — женщина, смерть, «чума»: «Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила окна».
В произведении подчеркнута бездушность всего мира героя, всего, что соприкасается с ним: «А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что делают с продажными женщинами».
Взаимосвязь автора и героя
Автор знает о герое не более чем читатель: «Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно…» Раскрывая чувства и мысли отца Павла, автор сопоставляет его с собой. Отец Павла не узнает, не знает своего сына: «Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно похожий на мужчину? И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал».
Мир героя делиться на «до» и «после», показывая двойственность героя: «Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решительные, с таким множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, и первые чистые сомнения, и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной и неразделенной любви и решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой могилы. Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнечным блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые так несчастны. И ни слова о тех женщинах».
Основные мотивы рассказа
Рассказ содержит три основные темы — женщина, смерть, «чума»: «Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила окна».
В произведении подчеркнута бездушность всего мира героя, всего, что соприкасается с ним: «А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что делают с продажными женщинами».
Взаимосвязь автора и героя
Автор знает о герое не более чем читатель: «Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно…» Раскрывая чувства и мысли отца Павла, автор сопоставляет его с собой. Отец Павла не узнает, не знает своего сына: «Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно похожий на мужчину? И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал».
Мир героя делиться на «до» и «после», показывая двойственность героя: «Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решительные, с таким множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, и первые чистые сомнения, и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной и неразделенной любви и решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой могилы. Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнечным блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые так несчастны. И ни слова о тех женщинах».
Герой переходит из одного пространства в другое под воздействием судьбы, «фатума», ничего не делая сам.
Представление времени в рассказе
Время в рассказе представлено вечным, цикличным, что отражается и в самом сюжете (вечный сюжет): «В пестроте и грязной окраске его [потолка] было что-то скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое — и на все наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях других людей…».
Автор в каждом эпизоде рассказа описывает все однообразие и постоянство окружающего мира героя: «И снова перед глазами развернулся в высоте потолок… Потом, опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная телега — и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь». Даже название книги, которую читал Павел «История цивилизации», характерно для времени, в котором он обитал.
Импрессионизм — значимость цвета, звука и светотени
Постоянное упоминание желтого цвета вызывает ассоциации с Достоевским, задавая тематику болезни, нечистоты: «Не трогай меня! Отойди! — и, поведя плечами, тихо добавил: — Я грязный… Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы грязный, как тряпка, как те мозги животных, что валяются на бойнях, в грязи и навозе».
В рассказе показана история смерти живого города, смерти, которая ведет к гибели своих жителей: «В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман.
Внутренне состояние героя автор описывает с помощью звука и цвета голосов, их взаимоотношений: «Говорила Катя Реймер густым и звучным контральто»; «Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля»; «Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас»; «Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся»; «И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и страстно»; «Ты мне сказала: да — я люблю тебя! Так ослепительно ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла»; «Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна? — повторял он, как жалобную песню, как тихую молитву отчаяния, и вся душа его билась и плакала в этих звуках».
В цветовой гамме автором отражается гибель всего живого в том мире, в котором живет герой: небо «изжелта-черное», земля — «исчерна-желтая»: «В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный город. Безлюдны и молчаливы были его глубокие улицы, и в саду, опустошенном осенью, тихо умирали на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы».
Цвет и мотив в рассказе являются одним целым. Например, желтый цвет — это одновременно жизнь, болезнь и смерть. «Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно».
Внутренне состояние героя автор описывает с помощью звука и цвета голосов, их взаимоотношений: «Говорила Катя Реймер густым и звучным контральто»; «Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля»; «Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас»; «Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся»; «И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и страстно»; «Ты мне сказала: да — я люблю тебя! Так ослепительно ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла»; «Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна? — повторял он, как жалобную песню, как тихую молитву отчаяния, и вся душа его билась и плакала в этих звуках».
В цветовой гамме автором отражается гибель всего живого в том мире, в котором живет герой: небо «изжелта-черное», земля — «исчерна-желтая»: «В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный город. Безлюдны и молчаливы были его глубокие улицы, и в саду, опустошенном осенью, тихо умирали на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы».
Цвет и мотив в рассказе являются одним целым. Например, желтый цвет — это одновременно жизнь, болезнь и смерть. «Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно».
Они шли по какому-то своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и незаметные; но Павел видел их странную и страшную обособленность: они были чужды всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как огоньки среди тьмы».
Атмосфера города отрицательно действует на героя, происходит разрушение личности, утрата ценностей. «С переездом в город Павел стал особенно мрачен и нервирован, и Сергей Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить достаточно спокойно и внушительно».
Город представляет идеи своих жителей, и герой становится как бы частью окружающего его мира. «Жители города» «затягивают» героя в «свой» мир. «Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились плечи женщины, и перед глазами болталось большое загнутое перо, какие бывают на погребальных колесницах; потом что-то черное, гнилое, скверно пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина поддержала его».
Неприступная завеса между героем и миром мешает ему преодолеть разрыв с миром: «а черт! — ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный подоконник».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Анализ рассказа Л. Андреева «В тумане» (Андреев Л.)


Анализ рассказа Л. Андреева «В тумане» (Андреев Л.)