Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта


Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение “Фантазия”, написанное в 1893 году. Поэт описывает в нем спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолетных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта.
Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за “тихими стонами” деревьев поэт различает “духов ночи”, их “жажду веры, жажду бога”. Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.
Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением (“это мчатся духи ночи”) и оттенком тревоги, печали (“чье-то скорбное моленье”, “что их мучит, что тревожит?”), нарастающим с каждым мгновением (“все сильней звучит их пенье, все слышнее в нем томленье”). Потом вновь наступает спокойная дремота “без муки, без страданья”.
Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении все движется, чувствует, живет: “живые изваянья”, лес “спокойно

дремлет”, “роптанью ветра внемлет”, “исполнен тайных грез”; “стон метели”, “шепчут сосны, шепчут ели” и так далее.
Образы Бальмонта расплывчаты, лишены четких очертаний, воздушны: “чуть трепещут очертанья”, “роптанья ветра”, “светлый дождь струится”, “искры лунного сиянья”.
“Фантазия” пронизана радужной игрой света. Все утопает в “искрах лунного сиянья”, “светлом дожде”; даже сны – ясные и светлые.
“Фантазии”, как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создает впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чье-то, точно – точно, это – это, что – что, все – все, жажда – жажда, мчатся – мчатся.
Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона “живые изваянья”, сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами (“как живые изваянья”, “точно искрится звезда”, “точно светлый дождь струится”, “как червь”). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы.
Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая “Фантазию”, получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта