«Авторская исповедь» Гоголь или мысль написать «Мертвые души» его натолкнул Пушкин. «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех! «, и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам чтото вроде поэмы и которого, по словам его, он не отдал бы другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ»… Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем. что дает полную свободу изъездить вместе с героем нею Россию и вывеет» множество самых разнообразных характеров».
Гоголь последовал совету Пушкина., быстра принялся за работу и в письмо от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон… Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». Однако в процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мертвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.
Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять свое отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мертвые души» не романом, а поэмой.
«Мертвые души». Но Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», а к третьему он и не приступал. Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мертвых душ» — представителей господствующих в то Бремя общественных слоев, а не в народном демократическом лагере. Белинский еще в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете»,- писал он.
Дошедшие до нас главы второго тома «Мертвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В. этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Петр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путем» наживший свыше сорока миллионов) явно нетипичны, жизненно неубедительны.
Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку. Гоголь дает эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (IV глава) — прижимистый Собакевич (V глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. Картина экономического распада барщинного, натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрева и Плюшкина нарисовано живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.
С еще большей выразительностью дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от нее — к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее — к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества — «прорехе на человечестве» Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителен помещичьего мира.
Так поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства. Эта идейная направленность поэмы раскрывается прежде всего в системе ее образов.
Сочинение по литературе на тему: «Авторская исповедь» Гоголь или мысль написать «Мертвые души»
«Авторская исповедь» Гоголь или мысль написать «Мертвые души»