Авторские идеалы и действительность в поэме «Мертвые души» 2

Гоголь задумывал Мертвые души как произведение, обличающее социальные пороки общества, поэтому он искал для центрального сюжета не просто какой-нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным.
Замысел изъездить вместе с героем всю Русь давал автору возможность показать жизнь всей России. А поскольку Гоголь описывал ее так, чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем, в поэме встает картина русской действительности со всеми ее экономическими и социальными изъянами. Однако в Мертвых душах описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставлены светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представления о том, какой должна стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и отдельных замечаниях, разбросанных по тексту.
Таким образом, картина жизни и быта губернии, в которой, как и во всей стране, основой социального строя является эксплуатация народного труда, разворачивается перед читателями по мере того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города NN. И поскольку Гоголь видел основной источник бедствий России в несправедливых и бесчеловечных общественных отношениях, то внимание он уделил в первую очередь помещикам, главным угнетателям крестьян.
Автор описывает имения помещиков, их времяпрепровождение, показывая таким образом картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны.
Гоголь подчеркивает не только экономическое, но и моральное опустошение помещичьего класса. Углубляя тему духовного разложения дворянства, писатель располагает главы с описанием помещиков в определенном порядке. Он ведет читателей от праздного мечтателя Манилова к дубинноголовой скопидомке Коробочке, от бесшабашного мота Ноздрева к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и завершает галерею образов помещиков Плюшкиным, прорехой на человечестве.
Наиболее полно характеризует помещиков их отношение к предложению Чичикова о продаже душ, в некотором роде окончивших свое существование. Каждый помещик по-своему реагирует на эту просьбу. Манилов со свойственной ему широтой души отдает мертвые души даром. Коробочка, привыкшая к тому, что все можно продать и купить, заботится лишь о том, чтобы не прогадать, не продешевить. Собакевич в очередной раз проявляет качества человека-кулака, заламывая цену по сту рублей за штуку. Но какими бы ни были оттенки реакции разных помещиков, все они приходят к одному: если негоция не принесет вреда государству и не будет в убыток, они согласны.
Рисуя широкую картину дворянско-помещичь-ей России, Гоголь не ограничивается изображением поместных дворян. На примере города NN он показывает и мир чиновничества, в котором плодились из безделья злоупотребления властью, интриги, сплетни.
Все чиновники города, начиная с губернатора, единственным положительным качеством которого является вышивание разных домашних узоров, и кончая самым мелким чиновником, берут взятки, грабят казну, ходят на балы и играют в карты. Такой образ жизни становится нормой для них. Они даже не опасаются кары за свои грехи. Ведь устоявшийся порядок охраняется полицмейстером, главным взяточником и казнокрадом. Кроме того, все чиновники повязаны круговой порукой. Каждый из них нечист на руку, и поэтому никому не приходит в голову доносить на другого.
Итак, Гоголь показал, что жизнью города управляют необразованные, пустые, бесчестные Данный текст предназначен только для частного использования — люди. Более того, введя в поэму повесть о капитале Копейкине, автор подчеркнул, что такая картина характерна не только для этой губернии, но и для всей страны, которой правили помещики и чиновники, в то время как простой народ терпел одни лишь лишения.
К миру мертвых душ в поэме, безусловно, относится и Чичиков. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение припрячь подлеца, Гоголь детально исследует истоки его личности. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков порождение окружающего мира с его кричащими противоречиями бедности и богатства. Родившись в бедной семье, Чичиков не становится маленьким человеком. Чтобы подняться по общественной лестнице, он воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь тонко показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова черта нового буржуазного общества, деньги для него средство достижения карьеры, комфорта. При этом он прекрасно видит, каким путем создаются огромные состояния в окружающем его мире. Гоголь очень точно определил одну из характерных черт поднимающейся буржуазии жизненную энергию, целенаправленность действий и в то же время ее предельную эгоистичность.
Итак, привыкшие жить легкой жизнью за счет чужого труда, помещики и чиновники мертвые души, с одной стороны, и крестьяне, уделом которых являются нищета, голод, непосильный труд, болезни, с другой, такой открывается действительность перед Гоголем. Но он не теряет оптимистического настроя, верит в то, что помещики и чиновники изживут себя. Рядом с помещиками, мертвыми душами, встают светлые образы простых людей, которые являются для автора воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия.
В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа.
Он восхищается бойким, ярким словом простых людей. Гоголь с любовью говорит, что птица-тройка, летящая по необъятным просторам русской земли, могла родиться только у бойкого народа. Образ русской тройки, приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами ярославского расторопного мужика, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося черт знает на чем и лихо управляющего тройкой.
Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателей этого чуда.
Именно Россия, подобная необгоняемой тройке, заставляющая другие народы и государства давать ей дорогу, а не Россия маниловых, собакеви-чей и Плюшкиных является идеалом Гоголя.
Показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет всечеловеческие движения.
В лирических отступлениях Гоголь затрагивает много тем. И в этих размышлениях выражены идеалы автора. Так, говоря о двух типах писателей, Гоголь отмечает, что истинный писатель не тот, который чудно польстил людям, скрыв печальное в жизни, а тот, кто дерзнул вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, окутавших нашу жизнь.
Итак, в поэме Мертвые души тесно переплетаются действительность и авторские идеалы. Гоголь без прикрас показывает жизнь современной ему России и вместе с тем, учит доброте, честности, любви к народу и труду.
Культурный, любящий родину, думающий человек с живой душой вот идеал Гоголя, который созвучен и нашему времени.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Авторские идеалы и действительность в поэме «Мертвые души» 2


Авторские идеалы и действительность в поэме «Мертвые души» 2