Элементы постмодернистических тенденций в романе Битова “Пушкинский дом”

Для того, чтобы выделить постмодернистические элементы в эстетической системе романа Андрея Битова “Пушкинский дом”, необходимо определить особенности постмодернизма в русской литературе. Роман Битова “Пушкинский дом”, впервые изданный в СССР в 1989 году и с трудом пробивший себе путь к советскому Read More …

“Пушкинский дом” (1964-1971) А. Битова

Сейчас уже трудно понять, почему “Пушкинский дом” Андрея Битова (род. 1937) – роман интеллектуальный и культурологический, а совсем не политический – был запрещен к публикации в СССР в течение без малого 20 лет, почему, изданный в американском издательстве “Ардис”, он Read More …

Образ главного героя романа А. Битова “Пушкинский дом”

Более сложно драма симулятивного существования воплощена в психологическом мире главного героя – Левы Одоевцева. Существуют различные критические оценки этого персонажа, но его своеобразие именно в том и заключается, что он не поддается однозначной оценке, ускользает от нее42. Лева, в отличие Read More …

Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А. Битова “Улетающий Монахов”

Сам Андрей Битов назвал свое произведение “роман-пунктир”. В романе прослеживается действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками пунктира служат его “романы”, то есть – любовные истории, или, скорее, одна повторяющаяся история, петляющая и блуждающая, вдруг заканчивающаяся смертью героини. Read More …

Интерпретация Владимира Новикова

Важнейшая особенность “Пушкинского дома” – интертекстуальность. Здесь цитата на цитате сидит и цитатой погоняет. В романе использовано множество литературных источников, классика расширяет пространство жизни обыденной. Под знаком Пушкина рассматривает Битов современного русского интеллигента – “бедного всадника” перед лицом жизни-рока. Лева Read More …

Образ главного героя в повести А. Битова “Пушкинский дом” (1964-1971)

Эта повторяемость не предполагает одной-единственной интерпретации. С одной стороны, напрашивается мысль о том, что Лева привносит в реальность культуры свои смыслы, свои сюжеты, добивается личной причастности ценой превращения подлинного в симулятивное. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Тютчев не отменяют друг Read More …

Нельзя дважды войти в один и тот же роман (“Пушкинский дом” Битова)

Роман протекает сквозь время и читательское восприятие, переливаясь, видоизменяясь, живя своей жизнью. Я-то в середине семидесятых в виде рукописи. Второй раз на “застойном” пороге восьмидесятых. Третий раз – в трех новомировских номерах – только что. Впервые читал взахлеб и действительно Read More …

Сочинение по роману “Пушкинский дом” А Битова

Сейчас уже трудно понять, почему “Пушкинский дом” Андрея Битова (род. 1937) – роман интеллектуальный и культурологический, а совсем не политический – был запрещен к публикации в СССР в течение без малого 20 лет, почему, изданный в американском издательстве “Ардис”, он Read More …

Ретроспективный характер первого раздела романа Битова

Ретроспективный характер первого раздела романа “позволяет раскрыть истоки образования Левы Одоевцева. Сопоставляя представителей трех поколений рода Одоевцевых – Деда, Отца и Сына, – Битов делает эти образы знаками различных культурно-исторических эпох, сменявших друг друга в жизни общества. Наиболее контрастны в Read More …

Ироническая характеристика жанра “Пушкинского дома” как романа-музея

А один из ранних вариантов обозначения жанра произведения – роман-попурри (на классические темы), или филологический роман. При этом отчетливо выявляется тенденция к снижению современного героя, применительно к которому цитатные названия и эпиграфы чаще всего воспринимаются как пародийные. Можно сказать, что Read More …