Художественный разбор стихотворения Блок А. А. “Двенадцать”

“Сегодня я – гений” – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма “Двенадцать”. Поэт давно уже высказал убеждение, что “гений прежде всего – народен”. Создав “Двенадцать”, он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа и Read More …

Проблематика и художественное своеобразие поэмы “Соловьиный сад”

Поэма Блока Соловьиный сад была написана в 1915 году. Известно два черновика поэмы с большим количеством вариантов, что свидетельствует о долгой работе поэта над произведением (около двух лет) и о его принципиальности. В поэме просматривается влияние Фета (Ключ, От огней, Read More …

Тема родины в поэзии А. Блока

И в тайне ты почиешь, Русь. А. Блок Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников, не останавливаясь Read More …

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока “В неуверенном, зыбком полете…” и Б. Пастернака “Ночь”

Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Стихотворение Блока-символиста (1910) – вершина символизма в его творчестве – яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об Read More …

В чем смысл названия поэмы А. Блока “Двенадцать”?

Поэма Александра Блока “Двенадцать” – самое важное и самое бессмертное творение поэта. Оно подводит итог безумному увлечению русской интеллигенции идеей революции. Произведение бессмертно еще и потому, что является настоящим художественным шедевром. Его появление в печати в 1918 году произвело впечатление Read More …

Тема “страшного мира” в лирике А. А. Блока

Тема “страшного мира” является основной в третьем томе стихотворений А. Блока, выраженной в одноименном цикле (1910-1916). Но эту тему можно назвать сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе его стихотворений. Часто мотивы “страшного мира” Read More …

Анализ стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”

Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче. Read More …

Языковая структура стихотворения “О весна без конца и без краю”

Языковая структура стихотворения “О, весна без конца и без краю…” мотивирована его содержанием и композицией. Доминирующим изобразительным средством является повтор. Стихотворение начинается выразительным повтором фразеологизма, что экспрессивно усиливает впечатление безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческой мечты: Read More …

“Страшный мир, ты для сердца тесен…”

Здесь камни похожи на мыло, А сталь похожа на жесть… И слабость – как сила, И правда – как лесть… В. Цой Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А. А. Блока тому подтверждение. Read More …

Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы “Двенадцать”)

1. Путь горя и страдания. 2. Новые веяния времени. 3. Вопреки законам истории. Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности. В. О. Ключевский На протяжении своей жизни люди не раз сталкиваются с таким понятием, как закон. И тогда перед ними Read More …