“Царь рыба” В. П. Астафьева


Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому эко­логические проблемы были ему изначально близки.
“Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Произведение посвя­щено взаимодействию Человека с Природой. Глава “Царь – рыба”, давшая название произведению, звучит символи­чески. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печаль­ный исход.
Идея повествования Астафьева состоит в том, что че­ловек должен жить в мире с природой, не разрушать гар­монии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора.
Симпатии автора отданы многим персо­нажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели ры­баков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опаснос­ти рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фрон­те так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он при­нял отеческое участие в судьбе Акима.
Автор осуждает браконьерство в широком смысле это­го слова – браконьерство в жизни. В образе автора мы видим искреннего человека.

На его отношение к жизни повлиял опыт Великой Отечественной войны. Он осужда­ет барыг-охотников на реке Сим. Лирический герой ро­мана – сам автор. Яркими красками воспроизводит ав­тор пейзажи. “Как хорошо, что меня не убило на войне и я дожил до этого утра…”
В главе “Туруханская лилия” мы встречаемся с ени­сейским бакенщиком Павлом Егоровичем. Он относится к тем людям, что “сами все свое отдают, вплоть до души, всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи”. ГЭС портит реку. “Нет и никогда уже не будет покоя реке! Сам
Не знающий покоя, человек с осатанелым упорством стре­мится подчинить, заарканить природу…” Впечатляет эпи­зод с распятым на скале мужиком и переселением в Туру – ханск. Читатель согласен с автором в осуждении трех “нормальных рабочих”, занимающихся разбоем в тайге.
В главе “Уха на Боганиде” мы знакомимся с артелью рыбаков. Автор обращает внимание, что артель спасла многих ребят от голода, кормила их бригадной ухой. “Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не за­быть артельного стола”. В образе Герцева автор облича­ет эгоцентризм и индивидуализм.
Браконьеры вышли в основном из старинного рыбац­кого поселка Чуш. Автор подробно описывает вид посел­ка, нравы его жителей. Мы видим пьющих мужиков, сту­дентку с бляхой на груди, капитана, обменивающего бу­тылку на рыбу. Показаны неприглядные браконьеры Дамка, Командор, Грохотало-бандеровец. В тексте звучит мысль, что “бесследно никакое злодейство не проходит”. Браконьеры наказаны: Дамка оштрафован, у Грохотало отняли крупную рыбу, у Командора погибла дочь, Игнатьич попался на свои же крючки. Сильное впечатление производит описание Рыбы – огромного осетра.
Произведение Астафьева оказывает мощное и благотвор­ное влияние на читателя, как эмоциональное, так и по­знавательное.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


“Царь рыба” В. П. Астафьева