“Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная” (И. А. Гончаров) (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Одним из величайших произведений первой половины 19 века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. К этому времени русское общество как бы раскололось надвое. С одной стороны, появились люди прогрессивные, передовые, верившие в возможность перемен государственного устройства России. С другой, все еще жили люди, принадлежавшие к “золотому веку” русского дворянства. На фоне этого конфликта рождается комедия “Горе от ума”, и вместе с ней появляется главный герой Александр Андреевич Чацкий.
Сюжет комедии начинается с

возвращения героя в Москву. Чацкий приезжает “из дальних странствий” ради своей любимой. Он приходит в дом, где воспитывался и который покинул несколько лет назад, чтобы продолжить образование за границей. Образованный, яркий, интеллигентный, с новыми мыслями, Чацкий стремиться поскорее увидеть свою любовь – Софью Фамусову. В детстве они были очень близки. Софья разделяла взгляды героя на жизнь, смеялась его шуткам. Но после отъезда Чацкого девушка сильно изменилась, поддавшись влиянию
фамусовского общества.
С первых же шагов Александр Андреевич наталкивается на стену непонимания со стороны своей любимой. Все ему чуждо в этом доме, да и Софья уже любит другого.
Переменившись сам, герой ищет и не находит перемен в своем окружении. Личная драма Чацкого перерастает в социальный конфликт со всем обществом. В разговоре с Фамусовым он открыто критикует старые порядки и взгляды на жизнь:
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Окружение мстит Чацкому за правду, которая “глаза колет”, за попытку нарушить их привычный уклад жизни, за его революционные взгляды и стремление к действиям.
Фамусовское общество необыкновенно сплочено едиными взглядами на жизнь, службу, карьеру. Идеалом в достижении чинов и примером для подражания является для них Максим Петрович. Поведение и вся жизнь этого героя – образец угодничества и подхалимства: “Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал, сто человек к услугам”. На что Чацкий отвечает: “Службы делу, а не лицам”
Единодушно фамусовское общество и в своей борьбе с просвещением. Оно видит в нем корень зла:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что ныне пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
В монологе на балу в доме Фамусовых видна вся неуравновешенность души и ума Чацкого. Вся его речь, мне кажется, – следствие несчастной любви и неприятия обществом мыслей и убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии. Он выставляет себя посмешищем. Софья распространяет слух о его безумии, но Чацкий не только не опровергает сплетни, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их. Он устраивает скандал на балу, потом неприятную сцену прощания с Софьей и разоблачение Молчалина:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет…
Вон из Москвы. Сюда я больше не ездок,
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий не боится говорить всю правду в глаза. Он справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Я считаю, что на примере своего главного героя Грибоедов показывает нам, как отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому. Безусловно, писатель оставляет будущее за такими людьми, как Чацкий.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

“Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная” (И. А. Гончаров) (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)