Черкешенка – характеристика литературного героя

Черкешенка – молчаливая, задумчивая, прекрасная горянка, которая дарит свою первую (и последнюю) любовь герою поэмы, русскому пленнику. Несмотря на его холодность и преданность другой – навсегда единственной – возлюбленной, свободе, Ч. помогает ему бежать, а сама тонет в бурных водах горной реки.
Образ ее восходит к женскому типу восточной красавицы поэм Дж. Г. Байрона “лондонского” периода (прежде всего это – Гюльнара в “Корсаре”); весьма отдаленным сюжетным фоном служит повесть “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина –

история о крестьянке, полюбившей дворянина и погибшей в итоге. Однако социальный конфликт переведен у Пушкина в общекультурный план. Ч. полностью принадлежит естественному, дикому миру и потому во всем противоположна пленнику, “европейцу”. Он – не может любить, ибо сердце его навсегда остыло; она – любит без памяти; внутренний холод пленника оборачивается выжженным пространством вокруг него – жар ее любви несет с собой утоляющую, спасительную прохладу. Он ищет, где укрыться от палящего солнца, – она появляется в сумерках, ночью, облитая лунным светом (что одновременно предвещает близкую смерть); она
связана с влагой – приносит освежающий кумыс, вино, даже слезы ее (равно как “влажная” песня) свежи. Противоположен и финал заведомо конфликтной встречи дикого, пылкого Востока с цивилизованной Европой; для Ч. – “Она исчезла, жизни сладость”, а пленник – “с воскресшим сердцем” возвращается в Россию.
“Швсе-таки гибель Ч. не до конца безысходна. Трагический любовный сюжет, образованный тремя встречами героев, во время которых они обмениваются монологами, встроен Пушкиным в “военно-историческую” рамку. Восхищенными глазами пленника показана боевая удаль черкесов, воюющих с казаками; восхищенными устами автора воспета мощь русских войск, покоряющих Кавказ. Не чья-то злая воля, но ход истории предопределяет грядущую победу “двуглавого орла” над двуглавым колоссом Эльбруса; трагедия Ч. – лишь частный случай этой глобальной встречи двух миров. Ей суждено погибнуть, но за миг до гибели она если и не понимает умом, то ощущает сердцем великую силу свободы. А значит – перестает быть до конца “дикаркой”, не становясь при этом “европейкой”.
В образе Ч. (который современная Пушкину критика оценила куда более положительно, чем пленника) впервые намечен тип героя, который будет необычайно важен для решения “имперской” темы в русской литературе; показана “промежуточная” личность, которая в результате завоевательно-цивилизаторских процессов выпадает из “естественной” традиции, не находя себя в традиции российской, и – гибнет. Такова героиня “Эды” Е. А. Баратынского, где прямо пародируется финал “Кавказского пленника”, Аммалат-бек из одноименной кавказской повести А. А. Бестужева (Марлинского), который мечется между русским и горским военными станами; Бэла в “Герое нашего времени” М. Ю. Лермонтова и его же Мцыри; “Хаджи-Мурат” Л. Н. Толстого и др



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Черкешенка – характеристика литературного героя