Четыре “долой” в идейно-образной структуре поэмы В. Маяковского “Облако в штанах”


Поэма “Облако в штанах” (1914 – 1915) – одно из самых значительных произведений Маяковского в ранний период его творчества. Важно отметить, что первоначально поэма называлась “Тринадцатый апостол”. Название, безусловно, ироническое и, в то же время, кощунственное по отношению к христианской религии – легенде о двенадцати апостолах. Но именно в нем, на мой взгляд, отразились характерные черты поэтики раннего Маяковского: максимализм, бунтарский протест, безжалостная критика господствующего строя, в котором герой видит воплощение всех зол.
Как ни парадоксально это звучит, но поэма “Облако в штанах” стала восторженным гимном человеку: его красоте, мощи, безмерным возможностям творчества. Поэт пытался показать это “от противного” – через горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Лирический герой поэмы говорит о своей молодости и о том, что он не станет мириться с действительностью:
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний.
В подзаголовке поэмы обозначена ее структура – “тетраптих”. И действительно, произведение состоит из четырех частей, каждая из которых говорит решительное “нет” одной из важнейших сторон буржуазного общества.
Первое “нет” относится к несвободной любви, полностью

подчиненной корыстному интересу и деньгам. Мы видим, что герой безумно влюблен в некую Марию, которая, возможно, отвечает ему взаимностью. Однако героиня делает выбор в пользу обеспеченного будущего, а не настоящей любви. В этом предательстве герой винит общество, опошлившее высокое чувство, укравшее у него любимую:
вы – Джоконда,
которую надо украсть!
И украли.
У лирического героя Маяковского новое понимание действительности. Он отказывается от искусства, которое уже существует. Это его второе “долой!”. По мнению героя, буржуазное искусство не ценит индивидуальность, лишено гуманистического пафоса. А он глубоко убежден в том, что каждая жизнь – бесценна:
Я,
златоустейший,
чье каждое слово
душу новородит,
именинит тело.
говорю вам:
мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!
В “подтверждение” своего отрицания герой обращается к творчеству известного поэта Серебряного века Игоря Северянина. Маяковский говорит о том, что его стихи давно не актуальны в современном мире. Время, по мнению лирического героя поэмы, требует не “златоголосых лир”, а боя стихом. Творчество должно действенно улучшать жизнь, помогать людям:
Сегодня
надо
кастетом
Кроиться миру в черепе!
Не оставил без внимания лирический герой и политический строй дореволюционной России. Он считает глубоко несправедливым все происходящее в мире и открыто призывает к восстанию:
Идите!
Понедельники и вторники
окрасим кровью в праздники!
Пускай земле под ножами припомнится,
кого хотела опошлить!
Маяковский “заставляет” своего героя отрицать и господствующую религию. Поэт видит в ней только пошлость и искусственность. Возможно, поэтому автор создает кощунственную, на мой взгляд, картину. Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского – это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме лирический герой становится даже выше бога и грозит ему:
Я думал – ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
из – за голенища
достаю сапожный ножик.
Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает современные Маяковскому общественные устои. Лирический герой “Облака в штанах” – это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Кроме того, своим произведением Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Четыре “долой” в идейно-образной структуре поэмы В. Маяковского “Облако в штанах”