“Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней” (К. И. Чуковский) (по рассказам А. П. Чехова)


Антон Павлович Чехов – поразительный писатель. Его пьесы и рассказы не перестают интересовать умы многих поколений. Чехов обладал удивительно тонкой душой, сильно чувствовавшей несовершенство мира. Показывая в своих рассказах всю пошлость и ужас окружающей его действительности, писатель призывал людей одуматься, стать умнее, человечнее.
В 1898 году Чеховым были написаны три рассказа, связанных между собой героями и идеей.
Рассказ “Человек в футляре” повествует читателю о неком учителе греческого языка Беликове. Этот герой смешон своим страхом перед жизнью, стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и себя самого: “Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”. Чехов отмечает, что древние языки, которые Беликов преподавал, были для него, в сущности, “те же калоши и зонтик, куда можно спрятаться от действительной жизни”.
Мысль свою этот герой также старался запрятать в футляр: “Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. Этот персонаж комичен и гиперболизирован. Казалось бы, такого человека невозможно воспринимать всерьез. Тем не менее, страх Беликова, над которым смеется читатель, отравляет атмосферу в городе. Запуганное, дрожащее существо пятнадцать лет держит в своих руках не только гимназию, но и весь

город. Сам Беликов этого не понимает. Он всего-навсего повторяет: “Как бы чего не вышло”, вздыхает, ноет, да еще ходит по учительским квартирам и “как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет”. Это Беликов называл “поддерживать добрые отношения с товарищами”.
Но в стране, где привыкли бояться всего, жить в окружении полицейского сыска, доноса, где преследовалась живая мысль, одного вида Беликова было достаточно. Все окружающие приходили от него в трепет. Под влиянием “человека в футляре” замирает все живое, доброе, честное: “Боятся громко говорить, посылать письма, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…”.
Но вот в рассказе появляется сила, не боящаяся вечно ноющего Беликова. Это учитель Коваленко, приехавший в город из Украины. Он открыто выступает против “футлярного образа жизни”: “не понимаю… как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке”.
Я думаю, что через эти фразы со страниц на читателя взглянул сам Чехов. Это он призывает людей стать сильнее, сбросить с себя оковы “беликовщины”. Ведь не мог этот человек держать столько времени в страхе весь город, если бы жители сами не позволили ему этого. И не случайно то, что после смерти Беликова город не освободился от оков “футлярной жизни”. Люди продолжали жить, вспоминая беликовские слова: “Как бы чего не вышло”.
В рассказе “Крыжовник” ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский повествует о другом “футлярном человеке” – своем брате Николае Иваныче. Это человек, который больше всего на свете желал приобрести клочок земли и есть “не купленный, а свой собственный крыжовник”. Раньше Николай Иваныч был хорошим, добрым, скромным человеком. Он много лет выполнял скучную работу мелкого чиновника. И постепенно его одолела мечта уехать в деревню и выращивать там крыжовник. Он женился ради денег, загнал своей жадностью жену в могилу. Отказывал себе абсолютно во всем, копил деньги и, наконец, под старость купил себе имение. Теперь герой мог наслаждаться своим собственным крыжовником.
Николай Иваныч разжирел, “того и гляди хрюкнет в одеяло”. Раньше он боялся даже для самого себя иметь собственные взгляды на какие-нибудь вещи. Теперь же, став помещиком, приобрел “самомнение самое наглое”, произносит “одни только истины и таким тоном, точно министр…”.
Иван Иваныч рассказывает о брате с насмешкой, гневом и тоской. Он говорит: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Я думаю, что эти слова можно назвать позицией самого Чехова. Иван Иваныч обращается к молодому поколению: “Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!”.
О разбитом счастье, о том, как погибла “тихая, грустная любовь” интеллигентного человека, говорит Чехов в рассказе “О любви”. Герой этого рассказа – помещик Алехин. Он человек неплохой, неглупый, но погряз в мелких хозяйственных хлопотах. Алехин посвятил себя заботам об имении, чтобы расплатиться с долгами отца. Но хозяйственные заботы становятся еще одним вариантом “футляра”. Жизнь героя теряет истинный смысл. Он влюбляется в жену своего приятеля, женщину, подходящую Алехину идеально. Герои нежно любят друг друга. Но Алехину нечего предложить любимой женщине. Он боится, что жизнь с ним быстро наскучит Анне Алексеевне, и она будет несчастна. Так, оба героя остаются несчастными, Анна Алексеевна с мужем переезжают в другой город.
Писатель всегда стремился сделать мир вокруг себя лучше и добрее. Он показывал всю нелепость и ужас окружающей его действительности, призывая людей одуматься и начать жить по-другому. Я думаю, что гениальные рассказы Чехова помогли не одному поколению людей стать более открытыми, честными и человечными.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
“Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней” (К. И. Чуковский) (по рассказам А. П. Чехова)