Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. “Неясная тоска” о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в страстную мечту “пройти в родимую страну”. Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там. Интересно, что в воспоминаниях о родине у Мцыри неизбежно возникает образ вооруженного горца, готового к борьбе. Он помнит “блеск оправленных ножон кинжалов длинных”, “кольчуги звон и блеск ружья”. Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь

томился желанием свободы, то на воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху:
– … за несколько минут
– Между крутых и темных скал,
– Где я в ребячестве играл,
– Я рай и вечность променял…
Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным “небесным счастьем” звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и
слышит крик шакала; он не боится сорваться с обрыва, потому что –
– … юность вольная сильна,
– И смерть казалась не страшна!
Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению – выжить, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество, и он “пламенеет”, упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями хевсурского и грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти – романтической природой поэмы. Условен, “романтичен” барс – “пустыни вечный гость”. Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с “кровавым взором”, “бешеным скачком”, “грозно” блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер. Битва с грозным хищником тоже “романтическая”: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя, – но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, “полной тревог”. Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Мцыри – смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе:
– Но с торжествующим врагом
– Он встретил смерть лицом к лицу,
– Как в битве следует бойцу!
“Пламенная страсть” Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели – “пройти в родимую страну”. Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри оказывается не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.
– . . . верь мне, помощи людской
– Я не желал…
– Я был чужой
– Для них навек, как зверь степной;
– И если б хоть минутный крик
– Мне изменил – клянусь, старик,
– Я б вырвал слабый мой язык.
Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, “собрав остаток сил”, вновь пытается выйти из лесу.
Поэма помогает понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя. Созданию такого образа подчинена форма поэмы и стих ее. Она написана четырехстопным ямбом, своеобразно звучащим. Ритмический строй ее от начала и до конца (кроме “Песни рыбки”) одинаково энергичен, чуть отрывист. Стих оказывается упругим, во-первых, из-за редких пропусков ударений в стихотворных; строчках и, во-вторых, из-за мужских рифм. Способ рифмовки в “Мцыри” не подчиняется строгой системе, количество стихотворных строк в строфах не стабильно, но тем не менее поэма кажется удивительно стройной и цельной именно благодаря одинаковому ритму и мужской рифмовке. Такое единство стихового строя хорошо передает сосредоточенность и страстность в характере героя, одушевленного одним стремлением. В. Г. Белинский в статье “Стихотворения М. Лермонтова” писал: “Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”.
Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или “дикостью”, как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода (“… Я в нем глазами и душой тонул”), и тогда, когда испытывает исступление борьбы (“… как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков”, – говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит:
– Воспоминанья тех минут
– Во мне, со мной пускай умрут.
Таким образом, в результате беседы и обобщений учителя все приходят к выводу, что Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нем – страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря