Догматическое богословие

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Привести свидетельства Священного Писания, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог по естеству (свидетельства Самого Господа Иисуса Христа) .
После исцеления расслабленного в субботу иудеи упрекают Его за нарушение покоя, на что Иисус отвечает: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17) . В ответ иудеи «еще более искали убить Его» , за то, что Он делает «Себя равным Богу» (Ин. 5: 18) . Не отвергая этого Иисус Христос утверждает Свое равенство Отцу:
— «что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5: 19) ;
— «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (Ин. 5: 21) ;
— «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили и Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5: 22-23) ;
— «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5: 26) .
Кроме того, сами чудеса, творимые Иисусом свидетельствуют о Его божественности (Ин. 5: 36; 15: 24) и единстве с Отцом (Ин. 10: 30,38) .
Иисус неоднократно цитирует Писание, возвещавшее грядущего Мессию. Иудеи уповали на букву Закона, как на источник вечной жизни, но Писание лишь указывает на этот источник, который есть Христос (Ин. 5: 39) , способный подобно Отцу дать «жизнь вечную» (Ин. 10: 38) овцам Своим.
Иисус Сам присваивает Себе свойства, присущие лишь Божеству:
— вечность («прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8: 58) ; «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17: 5) ) ;
— всеведение («Как Отец знает Меня, так и я знаю Отца» (Ин. 10: 15) ; обращаясь к Нафанаилу, Иисус говорит: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1: 48; см. Ин. 4: 17,50) ) ;
— Христос есть «хлеб, сходящий с небес и дающий жизнь миру» (Ин. 6: 33) , «хлеб жизни» (Ин. 6: 48) источник жизни, из Которого истекает вода, «текущая в жизнь вечную» (Ин. 4: 14; 5: 24,40) . В Его воле воскресить человека «в последний день» (Ин. 6: 40) и даровать ему «жизнь вечную» (Ин. 10: 28; 11: 25) .
Христос не раз говорит о теснейших, исключительных взаимоотношениях с Отцом, неповторимых более никем: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11: 27) .
Одно из самых распространенных имен Иисуса Христа в корпусе Священного Писания 0 Сын Божий. На суде Каиафы, перед лицом надвигающейся смерти Христос исповедует Себя Сыном Божиим (Мк. 14: 62) . На протяжении всего Своего земного служения Он неизменно словом и делом являет Свое единство с Отцом Небесным (Мф. 7: 21; 10: 33; 18: 35) , называя Себя «Сыном единородным» (Ин. 3: 16) , т. е. Тем, чье место в мироздании исключительно и неповторимо по определению, «Богом истинным от Бога истинного» .
Как Вы понимаете термины природа (сущность) и ипостась (лицо) ?
Введением четкого различия и противопоставления «ипостаси» природе мы обязаны отцам Каппадокийцам. «Сущность» и «ипостась» были известны уже Оригену и св. Дионисию Александрийскому, но при этом несовершенство догматических формулировок приводило к нарушению «не только единства существа, но и единства чести и славы» . Во времена становления троического богословия термины «upostasiz» и «ousia» были почти синонимами, например у Аристотеля, метафизическая схема которого была взята св. Василием Великим за филологическую основу учения о Пр. Троице, термин «первичная усия» означал индивидуальное существование, а «ипостась» — просто существование. В IV в. появилась острая необходимость нарождающимся лжеучениям противопоставить стройную богословскую систему с оригинальным понятийным словарем. И появление троичной терминологии послужило отправной точкой для развития христологического учения, а значит и решения антропологического вопроса.
Поэтому термины «ипостась» и «сущность» , затертые долгим философским и бытовым употреблением, требовалось наполнить новым смыслом. Свв. Отцы под «сущностью» понимают «общее или родовое бытие» , присущее всем представителям данного рода без исключения «таково, например, имя: человек. Ибо произнесший слово сие означил этим именованием общую природу, но не определил сим речением какого-нибудь одного человека, собственно означаемого сим человеком» , — говорит св. Василий Великий. Это — «что есть» в отличие от конкретного образа существования природы — «как есть» . Средство, способ и образ существования природы определяется ипостасью. К ней относятся частные характерные черты, приложимые к одному единственному лицу. Ипостасью называется то, что собственно именуется и тем самым вырывается из общей массы безликого природного материала.
«Имя «сущности» очерчивает некоторый круг характерных определений» . Ипостаси же разбивают этот круг на сектора посредством увеличения числа признаков, свойственных исключительно данному индивиду и не распространяющихся на весь род.
В связи с разрозненностью человеческой природы ипостась человека сближается с понятием «индивидуум» . Для описания божественного бытия «ипостась» должна быть ограничена, как от «модуса» — трехликой личины единого Бога, так и от «индивида» — неделимого -, предъявляющего права на единоличное владение своей природой, т. к. здесь идет речь о триединстве. Ни одна из Ипостасей, в полной мере обладая Своей божественной природой, не вырывает ее из триединства, не прерывает поток взаимообщения. Поэтому при абсолютном единстве Трех в обладании неделимой простой природой, принадлежащей в полной мере Каждому, наиболее реально и полно проявляется личное творческое бытие, основанное на абсолютном безусловном ипостасном различии.
Привести свидетельства Священного Писания о безгрешности Спасителя.
Из христианской понирологии известно, что грех есть непослушание воле Божией, а т. к. именно в Нем разрешены все противоречия этого мира, то и излишне говорить о возможности нарушения Им Своей всеблагой воли.
Но после Боговоплощения встает вопрос: насколько Господь Иисус Христос владел своей человеческой природой, насколько во Христе воля человеческая подчинена воле Божией. Все эти сомнения заключены в риторическом вопросе Христа к иудеям: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8: 46) . На протяжении всей Своей земной жизни Господь подвергался внешним искушениям и преодолевал их (Мф. 4: 1-11; Мф. 16;21-23; Ин. 7: 5; Лк. 20: 22-25; Мф. 11: 3; Мф. 27: 42 и др.) , являя полное подчинение Своей человеческой воли — воле Божией.
Христос Сам не раз говорит о непричастности к греху. Перед крестными страданиями Христос свидетельствует: «Идет князь мира сего, и во мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30) — дьявольская ржавчина, изъедающая мир ни в чем не коснулась Спасителя, пришедшего в мир, чтобы освятить его Своим искупительным подвигом. Ближайший ученик Иисуса Петр говорит о Господе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет. 2: 22) . Иоанн Креститель, преклоняясь перед Иисусом, называет Его «Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29) . Агнец — символ первозданного совершенства и чистоты (1Ин. 3,3) , Христос, по словам ап. Петра, -«непорочный и чистый агнец» (1Пет. 1: 19) и только таковой может понести на Себе и искупить Собой грехи человечества: «Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» , — говорит апостол (1Ин. 3: 5) . О том же свидетельствует и ап. Павел: «Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор. 5: 21) .
Безгрешность Спасителя признают и люди, не знавшие Его близко: Пилат, вслед за своей женой, называет Его «Праведником» (Мф. 27: 19,24) , иудеи с уважением относятся к Нему, называя Учителем (Мф. 22: 16) , прозревший Иуда признает свой грех и невинность Спасителя (Мф. 27: 4) , Корнелий сотник, быв свидетелем страданий Иисуса, «прославил Бога и сказал: «истинно Человек этот был праведник» (Лк. 23: 47) .
Образ соединения природ в единой Ипостаси Господа Иисуса Христа. Значение терминов: неслиянно, нераздельно.
Бог Слово после воплощения от Духа Святого и Марии Девы стал истинным человеком во всем подобным нам, кроме греха, не отлучаясь в то же время от Своего Божественного естества. Иисус — одновременно в полной мере Бог и человек, поэтому Он вправе говорить и то, что «Я и Отец — одно» (Ин. 10;30) и то, что «Отец Мой более Меня» (Ин. 14;28) . Орос Халкидонского собора 451г. исповедует «Одного и того-же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах» . Причем свойства Его человеческой природы абсолютно идентичны нам за исключением греховной порчи, и одновременно все, что относится к Богу — относится к Иисусу Христу.
«Двойное единосущие» Богочеловека — Отцу по Божеству; и роду человеческому по человечеству» объединено в одной Божественной Ипостаси (1Кор. 8: 6; Еф. 4: 5-6) . Т. о. «безипостасная природа» человека воипостазирована Богом Словом. И во Христе одна Личность, одно Лицо — Лицо Бога. Каким образом в Сыне Человеческом присутствуют одновременно ограниченное, тварное человечество, идентичное адамовой природе до грехопадения, и абсолютное Божество является «благочестия тайной» (1Тим. 3: 16) .
Но Св. Писание и Св. Предание говорят нам о том, что Кровь Иисуса — это Кровь Бога (Деян 20: 28) ; Господь с небес — второй человек после Адама (1Кор 15: 47) ; Бог Сын — умер (Рим. 5: 10) , а Сын Человеческий «взошел на небо» (Ин. 3: 13) ; Младенец в яслех — безначален и предвечен.
» Неслиянность » в оросе IV Вселенского собора относится к взаимоотношению двух природ Христа, присутствующих в Нем без какого-либо смешения, взаимопроникновения и трансформации в другую, третью «Богочеловеческую» природу; без растворения человечества в безбрежном Божестве по учению монофизитов.
В то же время мы исповедуем нераздельность двух естеств, которые соединены в единой Божественной Ипостаси Иисуса Христа. И не существует только человека или только Бога Иисуса. Это одна Личность, Которая ощущает Себя одновременно и Богом и человеком.
Бог Слово, сошедши в лоно Девы Марии образовало для Себя одушевленную человеческую плоть. И с этого момента наша природа навечно и непрерывно пребывает в Боге и всегда обогащается «Божественными силами» . «Плоть Господня» , не потеряв ничего из собственных своих свойств, сделалась причастной Божественного достоинства, а не естества. «Плоть, с обожением, не уничтожилась, «но осталась в своем собственном пределе» .
Шестой вселенский собор, 680-го года, определил исповедывать две воли во Христе и два действия: «две естественные воли не противные одна другой, но Его человеческую волю последующею — не противостоящею, но всецело подчиняющеюся — Его Божественному и всемогущему хотению» .
Соответственно и воля человеческая во Христе, подобно Его человечеству «не изменилась в Божественную и не уничтожилась, но осталась целой и действенной. Господь всецело подчинил ее Божеской воле, которая у Него одна с волей Отца» (Ин. 6: 38) .
По учению преп. И. Дамаскина, преображенное человечество Христово, оставаясь «неповрежденным» и «несмешанным» обогатилось Божественными действованиями. Во Христе происходит именно обогащение человечества без лишения его естественных свойств. «Ибо и после соединения остались как естества несмешанными, так и свойства их неповрежденными… Ибо раскаленное железо жжет, владея силою жжения не вследствие естественного свойства, но приобретая это от своего соединения с огнем» — образ, дающий представление о том, что произошло на Фаворе — тогда тело Иисуса сияло нетварным божественным светом, оставаясь при этом реальной человеческою плотью.
Почему Несторий отказывался называть Деву Марию Богородицей? В чем состоит его заблуждение?
Богословие Нестория является логическим продолжением учения Антиохийских богословов Диодора и Федора Мопсуэтийского, суть которого можно охарактеризовать как антропологический максимализм. Систему своих взглядов Несторий изложил в труде, написанном уже в изгнании после отлучения — в «Книге Гераклита» . Здесь все внимание сосредотачивается на нравственном подвиге человека Иисуса Христа. Своим подвижничеством и победой над искушениями Он заслужил благоволение Триипостасного Бога. «Когда Он закончил подвиг собственного совершенствования среди всяких искушений, — пишет Несторий, — Он действует ради нас и трудится, чтоб избавить нас от засилия тирана» . Т. е. Христос, по его мнению, — некое подобие буддийского Бодхисатвы, достигшего просветления, но не уходящего в Нирвану из-за любви к погибающему человечеству.
Заблуждение Нестория вытекало из неправильного видения образа соединения Божества и человечества в Иисусе Христе. Его христология зиждется на центральном понятии, введеном самим Несторием — «естественное лицо» . Для него реально только индивидуальное начало; общее и родовое, природа или «вторая сущность» Аристотеля — суть отвлеченные понятия, усия и ипостась неразделимы. Поэтому во Христе должны существовать две индивидуальности, две личных природы, соединенных в нравственном, волевом единстве. У Нестория существует такое понятие, как «единство домостроительного лица» , но это единство является следствием соединения «естественных лиц» . Здесь под лицом понимается не сокровенная суть и конечная цель существования мира, не центр и смысл мироздания, а лишь «юридическое лицо» , «роль» и даже личина, маска» . Поэтому Христос не может быть Богочеловеком, абстрактные, с точки зрения Нестория, природы человека и Бога не могут быть объединены в одной Божественной Ипостаси.
Являясь до конца последовательным в своих умозаключениях, Несторий имел полное право повторить слова своего предшественника Федора Мопсуэтийского: «Безумие говорить, что Бог родился от Девы, родился от Девы тот, кто от семени Давидова» . Марию можно назвать не «Матерью Господа» (Лк. 1: 41-43) , а только Христородицей, Человекородицей, родившей Еммануила — «храм Божества» . Бог Сын рождается от Отца, а не от Марии, т. е. младенец Иисус — не Бог, а храм, уготованный для сошествия и воплощения Слова. Бог Сын не «рождается от жены» (Гал. 4: 4) , великая «благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3: 16) развенчана Несторием. Сотериология Нестория минимизирована и сводится к нравственным и волевым человеческим усилиям вслед за Иисусом Христом. О восприятии человеческой природы Богом, об «обожении» как смысле христианской жизни Несторий говорить не мог. По учению св. Кирилла Александрийского, великого борца с несторианством, природа человека исцелена от язвы греха, освящена и лишена тления именно через возглавление единой Божественной Ипостасью Господа Иисуса Христа. Путь спасения человечества лежит через приобщение к животворящей плоти Христовой, к обоженной человеческой природе, воспринятой Богом Словом и пребывающей «одесную Отца» .


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Догматическое богословие


Догматическое богословие