ФОМА ГОРДЕЕВ: СВОЕОБРАЗИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ



“Фома
Гордеев” – это повесть о крепнущей
Буржуазии и о том, как она набирала силы.
Недаром ее идеолог Маякин считает, что
Становится интереснее жить. Повесть
Горького, однако, не только показывает рост
Русской буржуазии. Основной замысел
Повести – как в этой действительности “должен
Биться энергичный, здоровый человек, ищущий
Дело по силам, ищущий простора своей
Энергии”.
В повести
Создана целая галерея образов “хозяев
Жизни”.
Вот
Анатолий Саввич Щуров, крупный торговец
Лесом, один из воротил купеческого мира, о
Котором Маякин говорит: “Хитрый старый
Черт… Преподобная лиса… возведет очи в
Небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да
Кошель-то и вытащит… Поостерегись! ”
Но и сам
Яков Маякин в хитрости никому не уступит.
Это своего рода идеолог купечества, “мозговой
Человек”, как называли его купцы. Он
Обучает крестника Фому своей “философии”:
“Купец в государстве – первая сила, потому
Что с ним – миллионы!” Поэтому, говорит он,
Дворяне и чиновники должны посторониться и
Дать купцам простор для применения своих
Сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров –
Представитель старого, дикого,
Патриархального купечества. Он против
Новшеств, против машин, облегчающих жизнь,
Против


свободы. “От свободы человек гибнет!”
– злобно пророчит он. Яков Маякин тоже
Представитель старого купечества, но он
Умеет приспосабливаться к любым условиям.
Его сын Тарас и зять Африкан Смолин
Продолжают дело отцов, придав ему
Европейский лоск, действуя более
Расчетливо, более трезво. Они рвутся к
Власти и стремятся преобразовать
Промышленность на европейский манер.
Но уже в
Старшем поколении, среди тех, кто основывал
Состояние, были люди, которые внутренне
Протестовали против порядков этого мира,
Хотя и не могли противиться складывавшимся
Экономическим отношениям. Таков Игнат
Гордеев – одаренный и умный человек из
Народа, жадный до жизни, “охваченный
Неукротимой страстью к работе”, в прошлом
Водолив, а теперь богач – владелец трех
Пароходов и десятка барж. “Жизнь его не
Текла ровно, по прямому руслу, как у других
Людей, ему подобных, а то и дело, мятежно
Вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны
От наживы, главной цели существования”.
Его сын
Фома не может идти по пути накопительства и
Стяжательства, инстинктивно тянется к
Красоте, не хочет и не умеет фальшивить.
Мир
Собственнических отношений для него “тюрьма”:
“…Душно мне… Ведь разве это жизнь? Разве
Так живут? Душа у меня болит! И оттого болит,
Что – не мирится!” “Не жизнь вы сделали –
Тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на
Человека выковали… – говорит Фома купцам.
– Душно, тесно, повернуться негде живой
Душе… Погибает человек! Вы не жизнь
Строите – вы помойную яму сделали! Грязищу
И духоту развели вы делами своими… Вы
Испортили жизнь! Вы все стеснили… от вас
Удушье… от вас!”
Фома – “здоровый
Человек, который хочет свободы жизни,
Которому тесно в рамках современности”. Он
Упорно “выламывается” из мира хозяев, и в
Этом Горький видит показатель
Неустойчивости современной жизни,
Показатель того, что настанет время ее
Изменить. Фома не понимает до конца
Устройства жизни, не знает путей и методов
Ее изменения, далек от передовой
Интеллигенции и народа, не находит с ними
Общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он
Много думает над жизнью, но у него нет тяги к
Знаниям и книге (“…пусть голодные учатся,
Мне не надо…”), общество умных и
Образованных людей отпугивает Фому.
Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир
Собственности, который Фома отвергает,
Купеческий уклад жизни наложили на него
Свою печать; он рано познал “снисходительную
Жалость сытого к голодному”. В конце
Повести Фома повержен и унижен; маякин-ский
Мир торжествует победу над бунтарем. Победу
Над слабым и запутавшимся человеком, но не
Над читателем, перед которым Алексей
Максимович Горький раскрыл всю
Неприглядность царства щуровых и маякиных.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...


ФОМА ГОРДЕЕВ: СВОЕОБРАЗИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ