Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин – великий сатирик 19-го века. В своих произведениях он поднимал важнейшие темы, извечные вопросы, над которыми задумывалось все прогрессивное человечество.
Венцом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву считается “История одного города”, которую он начал писать в 1868 году, а закончил в 1870 году. В центре внимания писателя – город Глупов, а также глуповцы, населяющие этот город.
Образы эти глубоко символичны: город Щедрина – это не просто воплощение людской пустоты и праздности, но воплощение всей царской

России, всего ее общественного и политического уклада. Вышедшее в конце 19-го века, произведение вызвало большой резонанс не только в узких литературных кругах, но и в широких общественных.
Цензура и некоторые критики поняли “Историю одного города” как сатиру, относящуюся исключительно к прошлому России и главным образом к 18-му веку. Но такое понимание произведения является не совсем верным. Щедрин дает здесь сатирическое изображение всей системы российского самодержавия, соединяя и переплетая прошлое с настоящим. Его градоначальники представляют собой обобщенные карикатуры, в которых можно узнать российских
царей и вельмож не только прошлого времени, но и современных Щедрину.
Главный герой “Истории одного города” – народ, обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Это происходит по мере того, как в ход повествования входят все новые и новые градоначальники. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в произведении. Они – олицетворение всех пороков, носители “смертных грехов”.
Шествие глуповских градоначальников открывает Дементий Варламович Брудастый. Этот образ вбирает в себя черты правительственного деспотизма, тупости и ограниченности. В голове у Брудастого механизм, производящий только одно слово: “не потерплю!”. Такова кратчайшая формула самодержавной системы.
Глуповцы – истинные “поклонники” власти, встречают Брудастого с восторгом, они грезят о процветании города. Но ожидания их не оправдались, так как жить им стало намного хуже: “времена настали темные и страшные”. Однако, иронично замечает Щедрин, глуповцы “не увлекались ни модными в то время революционными идеями, ни соблазнами, представляемыми анархией, но оставались верными начальстволюбию”.
Образ головы, никак не связанный с телом, возникает и при описании еще одного градоначальника, которого Щедрин именует Прыщом. Только он имел “фаршированную голову”, однажды съеденную чиновником. На том и закончилась бесславная деятельность Прыща.
Заканчивается широкое шествие градоначальников описанием деятельности Угрюм-Бурчеева, представляющей собой сатиру на организацию так называемых “военных поселений”, предпринятую Аракчеевым по требованию Александра I. Описание это не столько сатирично, сколько гротескно. Угрюм-Бурчеев действует по принципу: “что хочу, то и ворочу”: “Он еще не сделал ни каких распоряжений, а все уже понимали, что пришел конец”.
Этот градоначальник превратил город в казарму, бросил вызов самой природе: решил остановить реку. Но река не поддалась. Такое противостояние раскрывает самую суть произведения: река – это аллегорический образ прогрессивной России. Это страна, идущая вперед, оставляющая в стороне “мусор” и “хлам”, которыми Угрюм-Бурчеев хотел перекрыть ее ток, остановить ее течение.
Но, кроме того, река символизирует народ “как воплотителя идеи демократизма”. Именно такой народ Щедрин хотел видеть в России – людей, способных мыслить и понимать смысл своего существования. Вокруг себя же он видел только “народ исторический”, то есть реальный, не идеализированный. По мнению Щедрина, это “люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…”
Эти “атомы” – пассивность, невежество, начальстволюбие, забитость, легковерие, способность к вспышкам слепой ярости и жестокости – изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде.
Щедрин пишет, что глуповец – это “человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления”. И только правление Угрюм-Бурчеева привело к тому, что и “рядовые” глупости при всей своей забитости ощутили, что “далее дышать в этом воздухе невозможно”.
Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает в своем произведении важные проблемы, актуальные во все времена: отношения народа и власти, сущности русского характера, природе и причинах государственной власти, вопросы человеческой психологии и так далее. Кроме того, в “Истории одного города” он выражает свой общественный, гражданский идеал, который выражен “о противного”, путем высмеивания пороков русского общества и русской власти.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина