Герои ранних романтических поэм Лермонтова


При всей эмоциональной насыщенности, лирической напряженности своих романтических поэм Лермонтов в период расцвета своего творчества обнаруживает себя поэтом объективной действительности. Развитие реалистических тенденций в творчестве Лермонтова оказывает воздействие и на его романтические произведения, в которых поэт достигает большой жизненной правды. Объективно-эпические тенденции находят выражение и в композиционно-стилистических особенностях поэм.
Еще дальше в том же направлении Лермонтов идет в “Демоне”. Сохраняя большую лирическую насыщенность, его последняя романтическая поэма характеризуется последовательной, сюжетно и психологически мотивированной композицией и объективно-повествовательным изложением.
Герои ранних романтических поэм Лермонтова выступают еще в качестве отвлеченных носителей авторских эмоций. Но по мере творческого развития поэта в его лиро-эпических произведениях начинают все более рельефно очерчиваться объективные, наделенные внешней и внутренней конкретностью характеры. Лермонтов овладевает искусством лепки пластических образов. Так, фантастические события поэмы “Демон” протекают в конкретно-жизненной обстановке, органически врастают в реальный быт (пляска невесты, нападение абреков, похороны Тамары). Рельефно нарисованы образы Тамары и ее жениха. Все это дано на фоне верного,

хотя и романтически яркого, пейзажа Кавказа.
С этим связана и еще одна особенность лермонтовских романтических поэм. Это внимание к психологии героя. Не только в психологическом романе, но и в романтической поэме Лермонтов пытается “рассказать душу” своих героев. В этом отношении поэт развивает те начала, которые были заложены в самом жанре романтической поэмы, посвященной личности героя с его внутренним миром. Упорное возвращение Лермонтова к форме поэмы-исповеди свидетельствует об интересе поэта к психологическому анализу. Автор “Демона” и “Мцыри”, сохраняя романтическую манеру изображения характера и психологии, достигает подлинной правды в раскрытии душевного мира своих героев.
Так, в поэме “Мцыри” с помощью эпитетов не только раскрывается субъективное восприятие окружающего мира, но и сам объективный мир выступает в своих красках и очертаниях (“золотой песок”, “голубой дымок”, “прозрачная зелень листов”, “узкая тропа”, “гибкие кусты”, “сухой бурьян”, “в тени рассыпанный аул”, “смуглые старики”, “изгибы длинные чадры” и т. д.). Даже традиционные для романтического стиля эпитеты Лермонтов умеет наполнить новым, объективно-предметным содержанием. Так, излюбленный романтиками эпитет безумный носил у них отвлеченно-оценочный характер: “опять горю безумным жаром” (“Чернец” И. И. Козлова); “твои безумные обеты” (“Борский” А. И. Подолинского) – и без ущерба для смысла мог быть заменен любым синонимом (безрассудный, неразумный и т. д.). В “Мцыри” Лермонтов возвращает эпитету безумный конкретно-предметное значение потери сознания: “Безумный бред бессилью тела уступил…” Для стилистических принципов, которым следовал Лермонтов, показательно примечание, данное поэтом к эпитету “звонкие стремена” в “Демоне”: “Стремена у грузин вроде башмаков из звонкого металла”. Это пушкинская манера подводить реальную основу под выражение, дающее повод к метафорическому пониманию (ср. объяснение эпитета в выражении “под влажной буркой” в “Кавказском пленнике” Пушкина).
Развивая те начала, которые дали себя знать уже в романтических (а тем более в реалистических) поэмах Пушкина и в эпической поэзии декабристов, Лермонтов отказывается от “разорванной” композиции и субъективно-лирической манеры изложения. Правда, в “Мцыри” он сохраняет популярную у романтиков форму поэмы-исповеди. Это, очевидно, было вызвано стремлением Лермонтова с возможной глубиной и правдивостью раскрыть душу своего положительного героя. Рассказ от первого лица как нельзя лучше соответствовал такому замыслу. Но осуществление этого замысла привело поэта к коренной переработке традиционной формы. Исповедь Мцыри представляет собой взволнованную, патетическую, но в то же время психологически мотивированную повесть о пережитом. Исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором дается краткое изложение всего сюжета, подготовляющее читателя к пониманию душевного состояния героя. И здесь Лермонтов отказывается от романтического принципа композиционной недоговоренности, отрывочности, таинственности.
Стиль последних поэм Лермонтова остается романтическим. Но характер его по сравнению с поэмами раннего периода значительно изменяется. Это ярко проявляется, например, в эволюции эпитетов, которые первоначально носили в поэмах Лермонтова субъективно-выразительный характер. Теперь, в “Демоне” и “Мцыри”, эпитет Лермонтова приобретает объективно-изобразительную функцию.
Новеллистический сюжет в поэмах романтиков сводился обычно к любовной интриге. Не отказывается от романтического сюжета и Лермонтов. Но наряду с таким сюжетом в его поэмах приобретает важное, даже основное, значение сюжет не романтический. В большинстве поэм любовная интрига отсутствует или занимает побочное место (“Черкесы”, “Корсар”, “Последний сын вольности”, “Каллы”, “Измаил-Бей”, “Хаджи Абрек”, “Беглец”, “Мцыри”). В отличие от многочисленных авторов романтических поэм Лермонтова интересуют не эффекты любовных коллизий, а внутренняя сложность человеческих переживаний и отношений.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Герои ранних романтических поэм Лермонтова