Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго

Герой Пастернака — военный врач Юрий Живаго — захвачен партизанами на дороге из Юрятина в Варыкино. Он становится свидетелем схватки на Урале, но так же, как герой Бабеля, за время пребывания в рядах красных партизан никого не убивает, сохранив верность христианской заповеди «Не убий».
«Доктор Живаго» создавался в традициях русского романа XIX в. с его уходящей поэзией «дворянских гнезд». Не случайно, рассказывая о замысле произведения, Пастернак напоминал, что начал его с описания старинной усадьбы. В романе изображаются заброшенный помещичий парк в Кологривовке, поместье в Дуплянке, имение на Урале. Пейзажи занимают в произведении огромное место. Однако характер описаний природы у Пастернака заметно отличается от традиционного.
Пастернак использовал в прозе художественные приемы, освоенные им в поэзии и характерные для искусства символизма и авангарда. Структура художественного мира романа определяется сильным лирическим началом, предполагающим субъективность автора в воссоздании событий исторической жизни и явлений природы.
Как и в стихах, в прозе Пастернака природа наделена способностью видеть, думать, чувствовать, т. е. принимать деятельное участие в жизни человека. Вместе с героями романа в движении сюжета участвуют образы-символы, образующие сквозные мотивы произведения: метель, вьюга, пурга, буря, снегопад.
Пурга кружится в день похорон матери Живаго. Она запорошила газетный лист с сообщением об октябрьских событиях 1917 г. Снегом засыпана одичавшая, голодающая Москва первых послереволюционных лет, откуда вынужден бежать Юрий Живаго с женой Тоней, тестем и маленьким сыном. Семья отправилась на Урал в городок Юрятин (Пермь). И здесь пути поезда, который с огромным трудом пересекает взбудораженную Россию, засыпают снежные сугробы. Снегом заметено Варыкино, где поселился с семьей Юрий Живаго.
Пурга меняет мир. «Мело, мело по всей земле…» — этот мотив, восходящий к поэме А. Блока «Двенадцать», в поэзии Пастернака символизирует нарушение привычного порядка в жизни людей. Поэтому душа Юрия Живаго тянется к женщине, родившейся, чтобы «сбивать с дороги».
Образы метели и снегопада соединяются в стихах и прозе романа со свечой, символизирующей свет жизни и пламя любви. В морозную и метельную рождественскую ночь происходит рождение поэта; умирающая Анна Ивановна благословляет свою дочь Тоню на брак с Юрием Живаго; за окном со свечой юная Л ара разговаривает с женихом Павлом Антиповым.
Свеча, увиденная главным героем романа в окне дома в Камергерском переулке служит предзнаменованием любви между Живаго и Ларой, которая ярким пламенем вспыхнет много лет спустя в заснеженном Варыкине: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». Именно в это мгновение рождаются у него первые строки — «Свеча горела на столе».
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
«А ты все горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» — говорит Лара Юрию, когда однажды, проснувшись ночью, видит его за рабочим столом, освещенным свечой. Свет, горение связывают Юрия и Лару, образ которой ассоциируется с простором и светом: «Когда она входила в комнату, точно окно распахивалось».
Любовь вторгается в судьбу героя романа, как стихия. Она предопределена и переживается Юрием как метель или ливень. Возлюбленная является ему «одна средь снегопада», и невозможно «провести границу» между ним и ею: «О, какая это была любовь… Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья, не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной». Природу, историю, мироздание объединяет, по художественно-философской концепции Пастернака, бессмертие. В романе показано слияние человека и природы: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу… «Лара!» — закрыв глаза, полушепотом или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству». Так в романе утверждается восходящая к философии Вл. Соловьева концепция «всеединства», в которой речь шла о слиянии человека с «целым», с «источником всего» (Л. Толстой), о единении «небес, земли и человека» как общей конечной цели исторического, природного и божественно-космического процессов.
Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой: «Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением». Смерть матери позволяет Юрию неожиданно для себя найти нужные слова, когда к нему, предчувствуя близкую смерть, обращается за поддержкой приемная мать, женщина, вырастившая мальчика и полюбившая его как родного, Анна Ивановна Громеко. Герои романа, вслед за его автором, не воспринимают смерть как непреодолимую границу между живыми и мертвыми:
Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу…
И это не из удальства,
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.
Стихотворение «Август» проникнуто верой в то, что и после смерти голос поэта будет «всеми ощутим физически» и не перестанет звучать, «не тронутый распадом». После пришествия и воскресения Христа, как говорит один из героев романа, дядя Юрия философ Веденяпин, «человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти».
В этих суждениях сказывается знакомство автора романа с «Философией общего дела» Н. Ф. Федорова, единственный портрет которого написал отец Б. Пастернака. С темой бессмертия связано в романе осмысление назначения искусства, неотступно размышляющего о смерти и неотступно творящего жизнь.
С судьбой главного героя романа тесно сплетены судьбы его сверстников: Тони, Лары и Павла. В их пересечении много совпадений и стечений обстоятельств: автор подчиняет действительность своей поэтической воле.
Отец Юрия, разорившийся и спившийся уральский миллионер, кончает жизнь самоубийством. Подталкивает его к самоубийству Комаровcкий, который позже становится растлителем гимназистки Лары Гишар. Отец Юрия погиб неподалеку от Кологривовки, где в тот момент находился Юра с дядей Николаем Николаевичем Веденяпиным. Первая случайная встреча Юрия с Ларой происходит в номерах, где Юра видит девушку с Комаровским и догадывается о связывающей их тайне. Позднее он напишет жене Тоне о Ларе, что она идет по жизни, сопровождаемая совпадениями и неожиданностями. По этой характеристике Тоня поймет, насколько серьезно отношение мужа к этой женщине, хотя сам он еще не отдает себе в этом отчета. Во время переезда из Москвы на Урал Юрий Живаго попадает к Стрельникову, мужу Лары. К тому времени он уже познакомился с ней в прифронтовом госпитале, где служил хирургом во время Первой мировой войны.
Как верно заметил В. Шаламов, «в романе налицо правда человеческих поступков, т. е. правда характеров». Объясняется это тем, что в нем передается «духовная история самого Бориса Пастернака, представленная, однако, как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго».
Особенность произведения состоит в том, что Пастернак сконцентрировал в нем значительный временной промежуток. Действие романа охватывало, по замыслу автора, «сорокалетие 1902 — 1946 годов».
Юрий Андреевич Живаго умер в год «великого перелома», в конце августа 1929 г. В трамвае ему стало плохо — нечем дышать: «Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты. Преодолевая слабость, он… стал пробовать открыть окно вагона… Ему показалось, что приток свежего воздуха освежил бы его…»
В финале судьбы своего героя автор реализует метафору, высказанную в речи Блока о Пушкине: «Его убило отсутствие воздуха». Живаго не выдержал нестерпимой духоты. Перед смертью Юрия Живаго лиловая туча никак не могла догнать трамвай, в котором ехал доктор: «Над толпой… ползла все выше к небу подымавшаяся черно-лиловая туча. Надвигалась гроза». Очистительная буря, которой неосознанно ждал герой, произошла позже. «Удивительное дело, — говорит Дудоров Гордону, прошедшему ГУЛАГ и штрафбат, встретившись с ним летом 1943 г., — не только перед лицом твоей каторжной доли, но по отношению ко всей предшествующей жизни тридцатых годов… война явилась очистительной бурею… Люди вздохнули свободнее, всею грудью».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго


Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго