Главная драматическая линия в поэме “Двенадцать”

Главная драматическая линия произведения связана с очистительной силой революционного движения, с возвышающим красногвардейцев подвигом, который совершается во имя свободы и народа. Своеобразие поэтики Блока, поиски нужного ему образа приводят и к некоторым социальным смещениям, когда художник стремится показать очистительный характер революции. Как известно, это идейно-художественное решение в поэме нашло объяснение в советском литературоведении. Так, можем привести на уроке точку зрения Л. И. Тимофеева: “Субъективно, с точки зрения

Блока, этот образ был утверждением революции; поэт стремился показать, что цели революции для него святы, но объективно, вводя в поэму этот образ, он придавал революции неверное освещение”. И самого Блока смущало появление Христа под флагом впереди красногвардейцев. Христос из “Двенадцати” очень далек от библейских представлений. Читатели самостоятельно убеждаются в том, что женственность и изнеженность его облика подчеркиваются стилистически неожиданными, “изысканными” эпитетами – “нежной поступью”, “россыпью жемчужной”. Еще более чуждой деталью для облика “святого страдальца”
представляется “венчик из роз” на иконах изображается терновый венец. Белые розы и венчик значительно снижают ореол мученичества. Читатели могут самостоятельно проанализировать построение поэтической речи “Двенадцати”. Обратим их внимание на то, что в заключительной строфе возникает необычное стиховое сочетание: вся поэма построена на основе четверостиший и двустиший, здесь же – сложный девятистрочник. В нем прочерчена единственная тройная рифма: пес – роз – Христос. Ироническое созвучие стиховых окончаний разрушает святость видения, придает ему противоречивый характер. Говоря о финале поэмы, покажем суровую правду исторической действительности. Такие литераторы, как 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Д. Философов, когда-то считавшие себя “соратниками” и “приверженцами” Александра Блока, проклинали революцию, предавали анафеме народ, вышедший на улицу. Поэт решительно порвал с теми, кто встал в лагерь врагов революции. Этим людям впереди “толп бунтовщиков” виделся “антихрист”. И сочувственно принимаются школьниками слова поэта: – …и там, где огнь гудит, развихрясь, – где стольким видится Антихрист, – он видит все-таки Христа, Насколько же выше их Блок в понимании истории и судеб русского народа! Подчеркнем: противоречия в изображении Христа заключаются и в том, что Блок искал в его облике “символ новой святости”. И самое главное – социальный и нравственный идеал революции был уже найден и Блок сам создал его всей идейно-тематической основой поэмы, системой ее сурово-романтических образов. Раскрывая сложность и неоднозначность финала поэмы, отметим мужество поэта в изображении правды своего времени, суровой исторической действительности. Именно заключительные строки привели в особую ярость литераторов, когда-то сотрудничавших с “первым поэтом символизма”. Они предавали восставший народ анафеме, составляли проскрипционные списки “бунтовщиков” для белой гвардии, где в числе первых значился и Блок. Отвечая им, поэт писал в послании “3. Гиппиус (При получении “Последних стихов”)”: – Высоко – над нами – над волнами, – Как заря над черными скалами, – Веет знамя – Интернационал. Эти стихи не просто обращают нас к заключительным видениям “Двенадцати”, они наглядно свидетельствуют о новых поисках образа, достойного воплотить революцию. Именно в этом произведении Блок сделал качественно новый шаг в своем литературном развитии – родилась первая поэма о социалистической революции. В процессе анализа “Двенадцати” можно дать задания, направленные на разрешение наиболее сложных и важных идейно-художественных моментов произведения: как показан “старый мир” в поэме “Двенадцать”? Каковы социальные и политические контрасты первой поэмы о революции? Как перекликаются мысли Блока, высказанные в статье “Интеллигенция и революция”, с образами поэмы “Двенадцать”? Образ Катьки – образ последней героини Блока. Каково отношение к ней, к ее гибели героев поэмы, автора? Какие социально-эстетические противоречия творчества Блока воплощает образ-символ Христа? В чем идейно-художественный смысл поэтического призыва “Революционный держите шаг!”? Какую роль сыграла поэма Блока “Двенадцать” в становлении литературы?



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Главная драматическая линия в поэме “Двенадцать”