Главная идея «Слова о полку Игореве» и пути ее реализации

Героическая поэма «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы конца XII в. Написана она, по мнению большинства исследователей, не позднее 1187 До нас дошла одна рукописная копия «Слова» с оригинального списка XVI в. Первая публикация «Слова о полку Игореве» была подготовлена ​​О. Мусиним-Пушкиным, Н. Бантыш-Каменским и осуществлена ​​в 1800

Существуют различные гипотезы относительно автора «Слова», в частности, высказывались мнения о его киевское или галицкий происхождения, о том, что им могла быть человек с боярско-дружинного круга, близка к новгород-северского князя, а возможно, и сам князь. В любом случае все исследователи считают, что автор был участником и очевидцем событий и обладал незаурядным литературным талантом. «Слово» — произведение лирико-эпического жанра, насыщенный яркими поэтическими картинами и фольклорными образами; выражает идею патриотизма, защиты родной земли. В поэме широко представлены народная символика, мифология, обычаи, на основе которых формулируются основные моральные требования, которые выдвигались к борцам против кочевников, утверждалась рыцарская добродетель защитников государства. Рассказывая о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича и его брата Всеволода в 1185 на половцев, автор поэмы видит причину трагедии на берегах реки Каялы в разобщенности русских князей, в их сепаратизме.

Такое описание битвы Святославичей содержит поэма «С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каления, примлют сабли в шеломы, трещат копиа харалужныя в поле не знает, среди земли половецкими. Черная земля под копыты костымы была посеяна, а кровью Польяна; тоской взыдоша по Русской земли. Бишася день, бишася другый: Третьяго дня к полудню падоша стязи Игоревы. Ту ся брата розлучиста на брезе быстрой Каялы, то кровавого вина нет доста; ту пир докончаша храбрый русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалошамы, а древо с тоской к земли приклонись «.

Описывая события, автор «Слова» предостерегал русских князей против одиноких самостоятельных попыток борьбы с кочевниками, заранее были обречены на поражение, и призвал их объединить свои силы для отпора врагу. С огромной силой звучит в «Слове…» идея единства русских князей, единства Русской земли. Необходимость этого приходится не только примером неудачного похода Игоря и многочисленными историческими экскурсами, но и описаниями Русской земли с ее многими городами, с полноводными реками, бескрайними просторами. Призыв к единению автор вкладывает в уста великого князя Киевского Святослава Всеволодовича как главы государства. В «Золотом слове» Святослав обращается к удельных князей «встать в злат стремень», «прилететь издалеча» и защитить Русскую землю, родительский стол.

Новые термины и понятия

    Мусин-Пушкин А. И. (1744-1817) — граф, историк, археограф, член Российской академии наук. Кроме «Слова о полку Игореве» подготовил к публикации и издал «Русскую Правду». Бантыш-Каменский Н. Н. (1737-1814) — украинский и российский историк, археограф, руководитель Московского архива Коллегии иностранных дел. Участвовал в подготовке и издании «Слова о полку Игореве». Отец украинского историка Д. М. Бантиш-Каменского.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)


Сочинение по литературе на тему: Главная идея «Слова о полку Игореве» и пути ее реализации


Главная идея «Слова о полку Игореве» и пути ее реализации