Гофолия – характеристика литературного героя

ГОФОЛИЯ (фр. Athalie) – героиня трагедии Ж. Расина “Гофолия” (1691). Источником для религиозно-политического сюжета трагедии послужила IV Книга Царств Ветхого завета. Основу ее конфликта составляет борьба за власть представителей рода Ахава, к которому принадлежит сама Г., и наследников рода Давида. В кровавой предыстории этой борьбы есть цепь преступлений, порождающих одно другое. Предки и родственники Г., известные непочитанием пророков и отступничеством от веры в единого Бога, были уничтожены, за что она, в свою очередь, предает смерти своих

многочисленных внуков, уничтожая царский род Давида. Один из младенцев, Иоас, был спасен падчерицей Г. и тайно воспитан под другим именем в храме ее мужа – первосвященника Иодая. Все действие пьесы строится на противостоянии двух основных фигур: Г. – жестокой царицы, узурпировавшей власть, язычницы, поклоняющейся Ваалу, и Иодая – первосвященника, символизирующего веру в единого Бога, нетерпимого к иноверцам и сторонникам законного наследника на троне. Полярность религиозно-политических воззрений подкрепляется полярностью характеров и натур. Иодай – человек властный, расчетливый, умеющий повелевать
умами и сердцами людей, абсолютно уверенный в непогрешимости своих конечных устремлений. Он – мастер “многофигурного” династического заговора, для него Иоас только козырная карта в игре, которую он разыгрывает в лучших традициях государственных переворотов. Он умеет вовремя молчать и вовремя вдохновенно ораторствовать, он знает людей как духовник и умеет играть на их чувствах: поразить воображение и подогреть страсти. По выражению Э. Фаге, “он вовлекает людей в свои планы с искусством дипломата, поддержанным авторитетом пророка”. Он тайно воспитал в своем храме Иоаса, вооружил своих сторонников и склонил на свою сторону военачальника царицы, завлек ее ложным ходом в храм, чтобы убить ее и возвести на престол законного наследника. Иодай – центральная фигура трагедии: он присутствует на сцене во всех пяти действиях, в то время как Г. появляется лишь в трех сценах трех действий. Нервная, мятущаяся, с неустойчивой психикой, ищущая покоя и уверенности в других, не имея таковых в себе, бесконечно утомленная годами власти, которая требует постоянного напряжения, борьбы и насилия, суеверная и подозрительная, бросающаяся из крайности в крайность в своих политических решениях, она однозначно обречена на поражение в борьбе с таким противником, как Иодай. Она видит вещий сон о виновнике своей скорой гибели – Иоасе, но не дает приказа его убить и в конечном счете приходит в расставленную Иодаем ловушку навстречу своей смерти. Но именно она – трагическая героиня Расина, своеобразная предшественница Бориса Годунова. Г. установила мир с соседями, ее государство защищено от врагов: открытая тирания в отличие от скрытого заговора Иодая не является для нее самоцелью – “за кровь отцов я кровь потомков пролила” – она лишь платит ударом за удар, злодейством за злодейство. Но мир в душе, в котором она так нуждается, оказывается для нее недостижим, и первый же миг слабости – не принятое вовремя жесткое решение – становится для нее роковым, лишает власти и жизни. Перед смертью она бросает пророческие слова о том, что по прошествии времени в нынешнем отроке Иоасе проснется преступная кровь Ахава и история борьбы за власть будет продолжена. Дальнейший ход событий подтверждает ее слова: через 20 лет Иоас так же узурпирует власть и убьет своего сводного брата Захарию в храме. Поэтому религиозно-политические заговоры и их талантливые исполнители отступают на второй план для Расина. На первый выходит Г. как правитель, монарх, который становится тираном, узурпатором, убийцей, сохраняя свою власть. Соотносимы ли вообще мораль и высокие нравственные ценности с идеей власти или она автоматически отменяет эти нормы, предопределяя таким образом этический кодекс людей, берущих эту власть в руки? Способен ли вообще человек, слабый и несовершенный по своей природе, не поддаться искушению и не впасть в “мерзость”, взойдя на трон? Эти янсенистски ориентированные вопросы о природе власти – основные для Расина – возникают в связи с судьбой Г. и делают ее истинной героиней трагедии. Наиболее известные исполнительницы роли Г. во Франции – А. Лекуврер, Дюмениль, Клерон, Рашель; в России – Е. С. Семенова.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Гофолия – характеристика литературного героя