Грибоедов сделал свое дело – он написал “Горе от ума”


“Грибоедов сделал свое дело – он написал “Горе от ума”,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она остро поставила важнейшие общественные вопросы современности и поэтому сразу же стала предметом ожесточенной полемики. Борьба двух общественных лагерей, изображенная в “Горе от ума”, развернулась вокруг самой комедии с момента ее появления и, видоизменяясь с ходом русской жизни, продолжалась многие десятилетия после смерти ее создателя. Реакционные круги русского общества, боясь могучего освободительного влияния “Горе от ума”, всячески стремились сузить, обеднить социально-историческое содержание комедии, умалить ее великое общественное и художественное значение. Даже тогда, когда “Горе от ума” получило всеобщее признание как классическое произведение русской литературы, реакционеры не раз предпринимали попытки под прикрытием лицемерных похвал фальсифицировать, извратить смысл пьесы.
Так, в конце XIX в. редактор “Нового времени” А. С. Суворин, восторженно славословя “Горе от ума”, пытался доказать, что Грибоедов и его герой Чацкий не имели ничего общего с движением декабристов, с вольнолюбивыми идеями “людей двадцатых годов”, а, напротив, были яростными противниками и обличителями

“либералистов”, антагонистами декабристов и предшественниками реакционного славянофильства. С другой стороны, А. Н. Ве-селовский совершенно необоснованно утверждал, что “Горе от ума” явилось подражанием образцам западноевропейской драматургии, сколком с мольеровского “Мизантропа”, а образ Чацкого рассматривал как новый вариант мольеровского Альцеста.
Нет сомнения, что опыт комедии Мольера, Бомарше, Шеридана был изучен Грибоедовым и образ Альцеста из “Мизантропа” Мольера оказал влияние на разработку образа Чацкого с его мизантропическими настроениями в конце пьесы. Но еще современный Грибоедову критик О. Сомов справедливо отметил, что автор “Горя от ума” не шел и, как видно, не хотел итти той дорогою, которую углажннали и наконец истоптали комические писатели от
Мольера до Пирона и наших времен. Посему обыкновенная французская мерка не придется по его комедии”.
Глубоко проницательную оценку “Горя от ума” дала демократическая критика, разъяснившая русскому обществу великое значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы. Вслед за декабристами и Пушкиным Белинский увидел в “Горе от ума” гениальную русскую комедию, образцовое произведение, а в Грибоедове – “Шекспира комедии”. Правда, в 1839 г. Белинский, находясь под влиянием идеалистической эстетики и философской теории примирения с действительностью, в специальной статье, посвященной “Горю от ума”, отрицательно отозвался о комедии в целом, признавая вместе с” тем в Грибоедове “талант яркий, живой, свежий, сильный, могучий”, восторгаясь “гениальной живописностью” в изображении им самобытных характеров-типов. Статья появилась в январской книжке “Отечественных записок” за 1840 год, а уже в декабре этого года великий критик, преодолев консервативные, идеалистические заблуждения, в письме к Боткину осудил как неправильный и ошибочный свой “чисто художнический” взгляд на комедию. В статье 1841 г. “Разделение поэзии на роды и виды” Белинский, признавая великое общественное значение за сатирической комедией, если она “выходит не из невинного желания поострить, но из глубоко-оскорбленного пошлостью жизни духа”, видел в “Горе от ума” благороднейшее создание гениального человека, бурное дифирамбическое излияние желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни – чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства, и которых апатическая, сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва… “Горе от ума”,- заключает Белинский,- имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества” 2. Таким образом, великий критик-демократ поставил в заслугу Грибоедову тот обличительный и патриотический пафос его комедии, который был дорог и декабристам.
Конкретно-историческое содержание пьесы Грибоедова раскрыл Герцен. Он подчеркивал значение “Горя от ума”
Как политической комедии. “Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в России, надо вспомнить то время во Франции, когда первое представление “Свадьбы Фигаро” имело там значение государственного переворота” 3,- писал он. Говоря об источниках своего собственного духовного развития в годы юнсти, Герцен, наряду с революционными стихами Рылеева, вспоминал “смех Грибоедова”.
Освободительные идеи грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Молодой демократ Добролюбов желал походить на Чацкого, в котором видел “вечного обличителя лжи”.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Грибоедов сделал свое дело – он написал “Горе от ума”