Гумберт (Лолита Набоков)



Гумберт

Характеристика литературного героя ГУМБЕРТ – герой романа В. В. Набокова “Лолита” (1947 – английский оригинал, 1955 – русский вариант). Повествование являет собой своеобразный автопортрет героя, развернутый во времени. Исповед-нический тон, присущий рассказу о запретной любви сорокалетнего мужчины к девочке Лолите, не лишает покаяние страдальца Г. Г. описательного блеска, который можно отнести сколь на счет автора романа, столь и на счет его героя.
Беспощадная ироническая саморефлексия, которой дышит весь монолог, – следствие особого происхождения и воспитания Г. Г. Этот герой Набокова такой же рафинированный европеец, как другие герои писателя – Лужин, Кречмар, Пнин. Однако это европеец смешанных кровей (французская, австрийская, английская). Последнее обстоятельство также метафорично, как и многие другие реалии романа. В данном случае “космополитизм” ГГ., его привычка воспринимать мир через призмы классического гуманитарного опыта (Г. Г.- литературовед) могут быть прочитаны как выражение осенней усталости европейской культуры. В таком случае страсть героя к малолетним девочкам – “нимфеткам” (слово Набокова) – выглядит метафорой стремления утомленного духа к изначальному – неформализованному бытию, в котором только угадываются очертания будущего.
Тема детства, образа идеально-гармоничного


Прошлого, недоступного и неодолимо влекущего, воплощена в романе в самой Лолите. Однако Лолита для Г. Г.- это и иллюзорно обретенный Рай (она похожа на умершую девочку, которую в детстве любил герой), и сопутствующее последнему “нимфическое зло” – дьявольское искушение.”Чувство Г. Г. к Лолите иррационально, иногда отталкивающе хищно, чаще отчаянно беспомощно, как всякая отвергнутая любовь. Автор рисует нам недра души героя, в которых медленно, но неотвратимо вызревает образ Лолиты, вызревает с тем, чтобы поселиться там навсегда, определяя логику судьбы героя, ее перипетии, ее катарсис.
“Наследник европейской культуры” и типичный набоковский изгой одарен способностью подвергать реалии жизни эстетическому суду. Отсюда мизантропические порывы Г. Г. и его сарказм по отношению к самым обыденным человеческим проявлениям, превращающимся под пером рассказчика в образцы пошлости и безвкусия. Окружающий героя социум рисуется ему преисполненным нелепых запретов и удушающих условностей. Свое интеллектуально-эротическое влечение Г. Г. стремится удовлетворять в некоем асоциальном пространстве, лежащем за пределами реальности. Путь по дорогам Америки, в который пускается Г. Г. вместе с похищенной им девочкой, – попытка ослабить давление общественных обстоятельств и парадоксальный способ “остановить мгновение”.
Надо заметить, что осознаваемые самим рассказчиком чувственная его искушенность и рафинированный интеллект не делают из героя эдакого интеллигентного монстра. По существу перед нами печальная и вечная история безнадежной любви, захватившей все существо любящего и потому достойной скорбного удивления и сочувствия. Конечно, Федра – не Гумберт, а Лолита – не Ипполит, но отсвет древней истории лежит на истории современной, давая последней другой масштаб и напоминая об извечном одиночестве любящего.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Гумберт (Лолита Набоков)