Идейно творческий кризис Н. В. Гоголя. Второй том «Мертвых душ»

Сложность этого сочинения, завершающего биографию Гоголя, в том, что затрагиваются идеологические и мировоззренческие проблемы, трудно воспринимаемые. Цель сочинения — показать истоки жизненной и творческой трагедии Гоголя. Раскрывая духовную драму в последний период творчества Н. В. Гоголя, необходимо акцентировать внимание в сочинении на том, что идейно-творческий кризис писателя был связан с поисками им положительного героя в русской действительности. Выход в свет первого тома «Мертвых душ» произвел на читающую Россию ошеломляющее впечатление. «Поэзия Гоголя,- писал А. И. Герцен,- это крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо». Но если передовая критика восприняла поэму как произведение беспощадно-обличительное, высокопатриотическое, то оценка ее официальными правящими кругами была прямо противоположной: писателя обвинили в пристрастии к грязным подробностям быта, в цинизме и антипатриотизме.
Гоголь тяжело переживал нападки на свое произведение. Мучительная мысль о том, что он призван в этот мир, дабы показать подлинную Россию русскому народу, не покидает писателя.
Наступают годы скитаний, поисков, заблуждений. В мае 1842 г. Гоголь опять едет за границу. В окне кибитки мелькают Берлин, Дрезден, Прага, Венеция, Рим, Мантуя, Верона, Мюнхен, Брюссель, Страсбург, Карлсбад. Гоголь колесит по Европе в надежде лучше понять действительность. Упорно трудится он над вторым томом «Мертвых душ», поставив перед собой задачу показать образы положительных героев и через них — пути обновления России; но годы вдохновенной работы над вторым томом стали и годами величайшей трагедии гелия.
Около 10 лет отдал писатель этому труду. Недовольный ранней редакцией второго тома, он сжег ее в 1845 г. Через три года Гоголь вернулся к своей работе и продолжал ее до последних дней жизни. Новая редакция второго тома «Мертвых душ» опять не удовлетворила писателя: за несколько дней до своей кончины он уничтожил и эту рукопись.
Почему же писателю не удалось реализовать свой замысел? В период работы над вторым томом «Мертвых душ» в Гоголе зреет утопическая идея, согласно которой спасение России и решение всех проблем общественной жизни связано не с социальными преобразованиями, а с моральным возрождением дворянства — по его мнению, цвета нации. Эта идея рождается под впечатлением трагических социальных противоречий, которые писатель наблюдает в капитализирующейся Западной Европе и от которых ему во что бы го ни стало хочется уберечь Россию, а также под влиянием оказавшихся рядом с ним за границей реакционно настроенных лиц, которые поощряли религиозно-мистические настроения Гоголя.
Своих положительных героев он ищет среди дворянства. Трагическое заблуждение писателя в том, что он пытался обнаружить в людях консервативного лагеря не только не свойственные им высокие духовные качества, но и представить их как носителей исторического разума, силу, которая будет способствовать прогрессивному развитию России. Гоголь не понимал, что своих положительных героев он пытался найти в среде, тормозившей исторический прогресс, мешавшие развитию творческих сил народа. Почувствовав, что отступает от правды жизни, входит в противоречие с действительностью, Гоголь после
Уничтожения первой редакции второго тома «Мертвых душ» решает написать произведение в другом жанре, но все равно поставить в нем все наболевшие вопросы русской действительности и заодно решить их. Таким произведением стали «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшие в 1847 г. Отчасти в них были использованы письма 1843-1846 гг., но большинство статей были написаны специально для этой книги.
Гоголь хотел ознакомить читателя с «бедами, происходящими от нас самих внутри России». Обращаясь к людям разных званий и положений, писатель призывал их объединиться в борьбе против всех зол, против взяток, лени, корысти, невежества.
Спасение России он видел в том, что каждый на своем месте должен честно выполнять свои обязанности и нравственно совершенствоваться. В этом заключалось одно из самых трагических и глубоких заблуждений Гоголя: звать только к самоусовершенствованию в царской России — значило лишь укреплять феодально-крепостнические порядки.
Демократическая печать сурово осудила эту книгу. Особенно болезненной для писателя была рецензия Белинского — ведь именно он указал когда-то на истинное значение творчества Гоголя, поставив его во главе русской литературы.
В письме к Белинскому Гоголь попытался оправдаться и признавался, что он слышит в рецензии голос рассердившегося человека и не понимает, почему на него «рассердились все до одного в России», когда в его книге «зародыш примирения всеобщего, а не раздора». Это письмо послужило поводом для написания знаменитого ответного «Письма к Гоголю», которое стало, по словам Герцена, «политическим» завещанием великого критика.
Письмо Белинского было полно гражданского негодования, «оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства». Он подверг сокрушительной критике реакционно-утопическую программу Гоголя, противопоставляя ей первоочередные требования прогрессивного развития России и, прежде всего, уничтожение крепостного права. Ужасным зрелищем назвал он крепостную страну, где люди торгуют людьми, где нет «даже полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей»,
«Выбранные места из переписки с друзьями» были пронизаны мистикой, славянофильскими идеями о том, что русский народ, как якобы самый религиозный народ в мире, найдет спасение от всех бед в религии. Белинский подверг резкому осуждению эти взгляды, доказывая, что в народе еще много суеверия, но нет и следа религиозности, а по натуре своей он глубока атеистичен.
С возмущением писал критик о тех страницах «Выбранных мест…», где Гоголь выступал против распространения грамотности среди людей низших сословий. Только просвещение, считал Белинский, поможет народу обрести человеческое достоинство, и оно же является залогом освобождения его от ига самодержавия. Белинский говорил, что в русском обществе «кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжелым гнетом, не находя исхода, производят только уныние, тоску, апатию». В этих условиях велика ответственность писателя перед своим народом, ибо в России «только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед». Вот почему большим почетом пользуется в ней среди народа имя писателя, отдающего себя на службу народу, и, напротив, популярность даже великих поэтов, искренно или неискренно отдающих себя в услужение «православию, самодержавию и народности», быстро падает. И публика тут права, утверждает Белинский,-
Она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, и поэтому всегда готова простить писателю плохую книгу, но никогда не простит ему книги зловредной.
Критик призывал Гоголя, который когда-то своими глубоко истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, дав ей взглянуть на самое себя как будто в зеркало, отречься от «Выбранных мест из переписки с друзьями» и грех издания этой книги искупить новыми творениями.
Письмо Белинского потрясло Гоголя. В ответ он писал: «Бог весть, может быть, в Ваших словах есть часть правды. Мне показалось только то непреложной истиной, что я не знаю вовсе Россию, что многое изменилось с тех пор, как я в ней был, что ныне нужно почти сызнова узнавать все, что в ней есть теперь».
Весной 1848 г. Гоголь возвращается на родину и поселяется в Москве. Живет уединенно, много работает, но религиозно-аскетические настроения, которые все более овладевают им, не удается преодолеть. По-прежнему большую власть над ним имели церковники. Священник Матвей Константиновский, желая «очистить совесть» писателя и приготовить его к «непостыдной кончине», изнурял его постами и молитвами, постоянно упрекая в неправильной жизни, требуя отречься от своих произведений, даже от Пушкина как от «грешника и язычника».
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег подготовленный к печати второй том «Мертвых душ». Эта книга была смыслом его жизни, целью существования.
Гоголь не раз говорил, что для него не писать, не работать — значит не жить. Если он не способен работать, продолжать творить — значит надо проститься с жизнью, уйти. Через 10 дней после сожжения второго тома, 21 февраля 1852 г., писатель скончался. Похороны Гоголя превратились в демонстрацию. «Вся Москва была на этом печальном празднике»,- вспоминал один из современников.
— «Вся мученическая художественная деятельность Гоголя,- писал И. С. Аксаков,- его существование, писание «Мертвых душ», сожжение их и смерть — все зто составляет огромное историческое событие».
— «Это страшная смерть, историческое событие, понятна не сразу,- вторил ему И. С. Тургенев.- Это тайна, тяжкая грозная тайна — надо стараться ее разгадать. Трагическая судьба России отражается на тех русских, кои ближе других стоят к ее недрам,- ни одному человеку, самому сильному духом, не выдержать в себе борьбу целого народа, и Гоголь погиб!»


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Идейно творческий кризис Н. В. Гоголя. Второй том «Мертвых душ»


Идейно творческий кризис Н. В. Гоголя. Второй том «Мертвых душ»