Идейный смысл повести Толстого “Казаки”


В “Казаках” писатель сделал первую попытку соединить эпическое повествование о народной жизни с романом, в центре которого типичный толстовский рефлектирующий герои, тяготящийся связями со средой, пороки которой он видит и осуждает, и стремящийся найти себе место среди вольнолюбивых, смелых, во всем естественных людей, таких, как красавица Марьяна, отчаянно смелый казак Лукашка, старый охотник Ерошка. В Оленине нетрудно увидеть некоторые черты офицера действующей Кавказской армии Льва Толстого. Но если Оленин был отвергнут казачьей станицей, то Толстой оставил по себе добрую память у станичников, долго сохранявших с ним хорошие отношения.
В развязке “Казаков” некоторые критики-современники усмотрели повторение финалов пушкинских “Цыган” и лермонтовского “Героя нашего времени” и склонны были оценить повеет как “заминку” в творчестве Толстого. На самом же, еле “Казаки” явились произведением, подытожившим первое десятилетие писательской деятельности Толстого, его крупным достижением. Пожалуй, пи в одном другом из ранних произведений писателя пет такого тесного сочетания эпичности и психологизма, какое достигнуто в “Казаках”. Новый уровень решения этой творческой задачи будет найден Толстым в его великих романах, и более всего – в “Войне и мире”.
В первые месяцы после женитьбы, с головой

окунувшись в семейные радости и заботы, Толстой мало писал. Вскоре он почувствовал острое раскаяние. Ему “на себя стало гадко”. Он не хочет “всю поэзию любви, мысли и деятельности народной променять на поэзию семейного очага, эгоизма ко всему, кроме к своей семье”.
В начальную пору работы над “Войной и миром” писатель возобновил школьные занятия с крестьянскими детьми, приходившими в вечерние часы. Это вносило оживление и разнообразие в замкнутый “монастырский” быт Ясной Поляны начала 60-х годов.
Эпоха 1812 года привлекла его внимание задолго до того, как он начал писать “Войну н мир”.
Участвуя в кавказской войне, молодой Толстой изучил книги А. И. Михайловского-Данилевского “Описание Отечественной войны 1812 года” и “Описание войны 1813 года”. Летом 1852 года оп записал в дневнике: “Читал Историю войны 13 года. Только лентяй или пи на что не способный человек может говорить, что не нашел занятия.- Составить истинную, правдивую Историю Европы нынешнего века. Вот цель на всю жизнь”. В той же записи Толстой поясняет, чем интересна эта эпоха для художника и что должно руководить художником, взявшимся за ее изображение: “Есть мало эпох в истории столь поучительных, как эта, и столь мало обсуженных беспристрастно и верно, так, как мы обсуживаем теперь историю Египта и Рима.- Богатство, свежесть источников и беспристрастие историческое, невиданное – совершенство”.
Эпоха войны с Наполеоном и, особенно, Отечественной войны 1812 года привлекает молодого Толстого прежде всего своей поучительностью. Спрашивается: для кого находил поучительной эту эпоху молодой писатель? Ответ более чем ясен: для своих современников. Толстой был поражен тем, как мало она изучена исследователями и как мало правды сказано о ней в трудах официальных историков, к числу которых принадлежал А. . Михайловский-Данилевский.
Многозначительна эмоциональная концовка дневниковой записи, свидетельствующая о громадной увлеченности художника захватившей его темой. Толстой был поражен мыслью о богатстве и свежести источников об эпохе 1812 года, которые как бы сами просятся в руки художника. Читая Карамзина, Толстой делает обширные выписки и замечает, что это чтение вызвало у него “пропасть хороших мыслей”. В дневниковых записях декабря 1853 года он говорит о своем решении “написать русскую историю с Михаила Романова до Александра Благословенного, объясняя человечески все исторические события”. Он определяет здесь главный принцип художественного изображения исторических событий, которому собирается твердо следовать в своем творчестве: “Каждый исторический факт необходимо объяснять человечески и избегать рутинных исторических выражений”. И – важное добавление к этой записи: “Эпиграфом к истории я бы написал: “Ничего не утаю”. Мало того, чтобы прямо не лгать, надо стараться не лгать отрицательно – умалчивая”.
Эти слова связаны мыслью с уже приводившимся нами программным заявлением Толстого, которым он заканчивает один из своих Севастопольских рассказов. Избрав правду – главным и единственным героем своего репортажа с бастионов Севастополя, сделав ее героем всех своих произведений о современности, Толстой, с той же решимостью быть до конца правдивым, вынашивал замыслы произведений па исторические сюжеты.
С позиций правды молодой Толстой резко критикует труды официальных историков, тенденциозно освещающих исторические события, замалчивающих роль народа в этих событиях, не понимающих главных особенностей характера русского народа, которые со всей силой и полнотой раскрываются в особо трудные и опасные периоды его истории. Резкое отрицание казенной историографии, выяснение связей между историей и современностью – вот что неизменно характеризовало обращения Толстого к историческим темам и сюжетам.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Идейный смысл повести Толстого “Казаки”