Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века)

Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в
Них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других».
«Главное свойство» гоголевского дара — «…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы вся та мелочь,
Которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».
Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке ха-рактеров помещиков в поэме «Мертвые
Души».
Типизация — одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчестве
Н. В. Гоголя. Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер.
Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается чи-татель «Мертвых душ», — это имение
Манилова. Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все — от английской планировки посадок перед домом до задумчивой
Мечтательно-сти самого владельца.
Историк русской литературы И. Н. Розанов писал, что в эпоху литературного сенти-ментализма «особенно в моде были
«уединение и сердце». Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью. Помимо «Храма уединенного размышления»
Уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще
Более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печать
Неопределенности, расплывча-тости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты
Сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены
Бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один
Из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думая
По нему отыскать свойства самого хозяина, как п!
О оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».
В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределе-нен, неуловим.
Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения.
В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею. «Хозяин
В продолжение нескольких лет всякий раз пре-достерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не
Готовы». В неко-торых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женить-бы: «Душенька, нужно
Будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время по-ставить мебель».
«Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перла-мутным щегольским щитом» соседствовал
«ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.
«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й стра-нице, которую он постоянно читал
Уже два года».
Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Мани-лов — человек «так себе, ни то ни се,
Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже
Заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».
В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, — этого он не знает. Так просто — чтобы
Были «именины сердца». Гоголь дает это понять бу-квально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой
Из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».
Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта.
Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. В доме же у
Него «чего-нибудь вечно недоставало». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея
Представления о реаль-ной жизни. Хозяйством же он не занимался, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то
Само собою».
Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления — все это
Черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт.
Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и про-жекта о подземном ходе или каменном
Мосте через пруд, сотворить не может.
В заключение хотелось бы сказать, что именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический
Характер «прекраснодушного» Манилова.
В наше время проблема «маниловщины» весьма актуальна.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века)


Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века)