Искатели высшего смысла жизни в произведениях А. П. Чехова

А. П. Чехов мечтал о моральном возрождении русского общества. «Палата №6», повесть 1892 года, заслужила единодушное одобрение и читателей, и критиков. Общество увидело в нем критику философии равнодушия, осуждение пассивности. Произведение символизировало конец общественного упадка 80-х годов и наступления активных 90-х годов в русской жизни. Побеждает философия Громова: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истезают…» Между тем проповедуют теории, по которым «нет никакой разницы» между палатой сумасшедших и теплым кабинетом. «…Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь… Нет, сударь, это не философия, не мышление, не широта взгляда, а лень…»
В драматическом финале «Палаты №6» чувствуется надежда писателя на моральное возрождение общества. Но при всей честности герой повести оказался слабым, ранимым.
В рассказе 1894 года «Черный монах», по выражению самого Чехова, «трактуется… мания величия». Это не о людях с больной психикой. Писатель считал, что человеку нужна особая одержимость, «мания», чтобы встать над буднями.
Болезненные же явления, изображенные в «Черном монахе», явились сходством для обрисовки характерного для творчества Чехова столкновения высокой мечты и пошлой действительности.
Коврин, герой рассказа, хочет совершить что-то такое, чтобы «придвинуть человечество на тысячу лет». Его стремлениям противопоставлена деятельность садовода Песоцкого, который делает на сортировке, упаковке, сбыте яблок своего рода бизнес. В своих раздумьях он не видит людей.
Песоцкий и Коврин — разные люди. Сходятся они просто как два умных человека, любящих каждый свое дело.
Песоцкий обогревает свои сады от заморозков дымом, но это не тот смерч в поле, из которого возникает перед Ковриным черный монах. Термометр, поднятый на палке, показывает уже не заморозки, а тепло. На вопрос Песоцкого: отчего это так? — Коврин засмеялся: «Право, не знаю». Это деталь символичная. Коврин по-своему понимает, что такое высота. Коврин занимается философией, без этого жить не может. Кругозор Песоцкого уже — он деловой человек. Коврин потерпел поражение не потому, что у него были идеалы, а потому, что его правда не нашла еще своего реального пути.
В 1894 году Чехов пишет рассказ «Студент», любимейшее свое произведение.
Размышляющий о жизни студент Великопольский осознал связь тысячелетий в человеческой истории. Он присел к группе крестьянок, копавших картошку, и рассказал им об апостоле Петре, Иуде, распятии Христа. Рассказ поразил их: была найдена роднящая людей духовная высота.
Чехова всю жизнь мучила идея столкновения высоких порывов с пошлостью. Наиболее ярко она выражена в рассказе 1896 года «Дом с мезонином». Это повествование о крушении лучших надежд человека, столкнувшегося с непониманием.
Художник и народная учительница Лидия Волчанинова спорят об отношении интеллигенции к простым людям. Это было актуальным в связи с голодом 1891-1892 годов и холерой. Сам Чехов отдавал много сил, чтобы помочь народу. Лидия Волчанинова говорит то, что мог бы сказать земский врач или учитель, считавшие свои дела лучшим служением простым людям. Но писатель понимал, что нужны коренные преобразования в обществе. Симпатии Чехова на стороне Художника и младшей сестры Лидии Волчаниновой Мисюсь, на стороне их любви, без которой жизнь пуста и бессмысленна.
К концу 90-х годов писатель стал популярнейшим в России. Его обожала молодежь. О нем писали за границей, его переводили.
Оригинальный талант мастера произведений малой формы А. П. Чехова не оставляет нас равнодушными и сейчас.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Искатели высшего смысла жизни в произведениях А. П. Чехова


Искатели высшего смысла жизни в произведениях А. П. Чехова