Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И. А.)

Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу «Темные аллеи». Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви и смерти. Но о любви Бунин пишет жуткие вещи. Взять хотя бы следующую фразу: «Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя» Но если бы по причине любви в рассказах Бунина только «стреляли себя»! Из-за нее сходят с ума, душат из мести жен, бросаются под поезд, опять же стреляются, но из двух пистолетов сразу!
Любовь у Бунина неминуемо влечет за собой смерть, а потому также часто его герои умирают своей, ненасильственной смертью. Единственным спасением от пагубы любви для автора «Темных аллей» было бегство: «Бежать, бежать…» — стучит в висках у многих бунинских персонажей. Бежать от жен, мужей, любовниц или любовников. Необходимость бегства заставляет Бунина выбирать в рассказах самое благоприятное для того место действия: в поездах, на палубах пароходов, в гостиницах, пансионах.
Одним из рассказов, входящим в этот сборник, является «Чистый понедельник». На нем я и решила остановиться подробнее. Внешние события рассказа «Чистый понедельник» не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла «Темные аллеи». Действие происходит в 1913 году. Своими воспоминаниями здесь делится добрый, красивый и легкомысленный молодой человек (безымянный, как и его подруга). Молодые люди, он и она, познакомились однажды на лекции в литературно-художесвенном кружке и полюбили друг друга. Они стали встречаться, проводить вместе свободное время. Он ухаживал за ней и хотел более серьезных отношений, но она была загадочно молчалива, никогда не давала ему выходить из-под контроля.
Немудрено, что понять молчаливую, загадочную, прекрасную женщину не удалось. Для автора было главным донести до читателя всю ее исключительность, и ему это удалось сполна. Глазами страстного поклонника постоянно «улавливается» необъяснимость поведения его избранницы. Она предавалась светским развлечениям, разрешала мужчине ласки, но отказывалась от серьезного разговора с ним. Еще более странным было параллельное увлечение ресторанами, театральными «капустниками» и соборами, священными книгами. Героиня как бы объединяет в своей душе несовместимые между собой «стили». Мечтает примирить их. Именно так хочет любить того лучшего, и не может. Их близость все-таки происходит, но, проведя всего лишь одну ночь вместе, влюбленные навсегда расстаются, ибо героиня в Чистый понедельник, т. е. в первый день предпасхального поста 1913 года, принимает окончательное решение уйти в монастырь, расставшись со своим прошлым. Но, скрывшись в монастыре, продолжает там мучиться недостижимым. Виртуозно и сжато написан рассказ. Каждый штрих имеет явное и скрытое значение. Чего стоит последний, утонченно-светский, черно-бархатный туалет героини с ее прической шамаханской царицы! Неожиданное и показательное сочетание. Девушка постоянно следует разными путями, живо напоминающими окружающие ее различия. Таков символический смысл женского образа. В нем совместились тяга к духовному подвигу и ко всему богатству мира, сомнения, жертвенность и тоска по идеалу. Есть в рассказе и другой смысл авторских размышлений. Извечные противоречия человеческой, конкретнее, женской природы, любви, возвышенной и земной, чувственной, — определили испытания героини. Ее смелость, способность пройти через все запреты и соблазны помогают открыть таинственную, непреодолимую власть инстинкта. Но тем теплее, сочувственнее отношение автора к молодой женщине, чем больше она сопротивляется вполне естественным, хотя мучительным для нее, влечениям.
Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя долго не живет в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу — гибели, самоубийству, расставанию. Через все творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена» — эти слова из рассказа «Темные аллеи» Бунина могли бы повторить все герои его рассказов.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И. А.)


Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И. А.)