Как и почему Плюшкин превратился в «мертвую душу», или Плюшкин — не «прореха на человечестве», а обиженный и обделенный светом человек

План работы:
1. Вступление
2. Основная часть
2.1. Поместье Плюшкина
2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление
2.3. Путь Плюшкина к полной деградации
2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя
2.5.Внешний облик помещика Плюшкина
2.6. Роль Чичикова в раскрытии образа Плюшкина
3. Заключение
1.Вступление
У Н. В. Гоголя множество впечатляющих произведений, но ни одно из его произведений не вызывает столь бурных эмоций, как поэма «Мертвые души». Его же можно считать ярчайшим в его творчестве. И дело даже не в самом названии, хотя оно, безусловно, интригует читателя, вызывая недоумение: как душа, неотъемлемо считающаяся признаком жизни человека, может быть мертвой? Мы же обычно называем что-то мертвым, если оно уже не подлежит восстановлению, оживлению, а душа всегда характерна живому существу. Возможно дело в горькой реалистичной правде, какую он показывает нам, читателям, выставляя всю непригожесть и неказистость света, более того, безусловно, восхищает мастерство Гоголя при создании образа героев. В своем романе автор раскрывает нам картину того времени: помещичий произвол и упадок хозяйств, кутеж их владельцев и безрадостное положение крестьян, и, наконец, смышленость, помогающая проворачивать низкие, жульнические делишки.
Автор мастерски описывает шесть типов, шесть характеров, шесть разных человеческих судеб, каждая из которых по-своему трагична. Каждый из них опустившийся по своему человек, но наибольшему моральному упадку подвергся Плюшкин, обладающий незаурядной судьбой, постепенно выведшей его на эту дорогу. Автор осуждает помещика, не способного больше биться за свою фортуну, считая, что вина этому явлению лишь внутренняя лень да нежелание бороться.
Гоголь не скрывает от нас никаких мелочей, дабы мы смогли получить полную картину жизни и быта Плюшкина. Он называет его «прорехой на человечестве» , совершенно не жалея того. Но я не могу согласиться с мастером, ведь Плюшкина не «прореха на человечестве», а обиженный и обделенный светом человек. И я считаю, что не столько сам герой виноват в своем положении, а семья и общество, его окружающее, не смогли его ни поддержать, ни помочь преодолеть трудности, ни вытащить его из этого страшного омута.
2.Основная часть
2.1.Поместье Плюшкина
Имя помещика Плюшкина стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью вырождения помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. Основной деталью становиться «какая-то особенная ветхость» и запустение, когда-то прочных домов. Все в его деревне было «темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич» . Дом же Плюшкина также не отличался от общей картины разорения и пустоты: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами он был в один этаж, местами в два. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна с своей стороны были тоже подслеповаты…». На самом деле, это весьма примечательная деталь — окна; для дома — это его глаза, и, они выражают общее его состояние; сам же хозяин — обладатель очень похожих глаз: «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…». Гоголь рисует настолько правдивую картину, что не возможно в нее не поверить; именно глаза выдают Плюшкина, кажется, что он еще вполне живой человек, со своими эмоциями и переживаниями, но которые он очень успешно скрывает и от окружающих, и от себя самого.
2.2.Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление
Я с негодованием слышу в его адрес слова — обвинения и не могу понять, почему люди с непониманием относятся к его беде. Плюшкин — это жалкий человек, чья жизнь трудна, а порой и невыносима. Из трудолюбивого хозяина он поневоле превратился в холодного скупца. Но его превращение отнюдь не было безболезненным для него самого, потому что, в конце концов, он стал противен самому себе. Гоголь изо всех сил старается представить нам Плюшкина заплесневелым сухарем, не способные на чувства, но мне кажется, что существует еще один взгляд на эту проблему, выявляющий, что на самом деле Плюшкин чувствителен, но просто прячет эмоции не только от посторонних, но и от самого себя! И делает это сознательно! Скупой предметный мир Плюшкина свидетельствует о гнилости и упадке
Причиной его полного разорения является не мотовство и не безделье, а болезненная скупость, автор называет его «прорехой на человечестве», но этот герой не только не вызывает смеха у меня, скорее с ним можно связать чувство разочарования. Мне не понятны те люди, которые с завидным упорством обвиняют Плюшкина, чуть ли не во всех смертных грехах, мол, он такой опустившийся и о дочери своей плохо отзывается, и за хозяйством не следит, и одевается, «как бесполое существо». Ну почему люди не могут с пониманием отнестись к этому и без того обиженному судьбой человеку?! И так из зажиточного, успешного человека он вынужден был превратиться в «скупого рыцаря», но ведь это не значит, что это изменение легко далось ему! Ведь это же видно, что его гнетет эта обстановка, а это наивно-детское желание утащить все, что не найдет, себе домой?! Это же бедный человечек, которого настолько довела и замучила жизнь, что он просто решил спрятаться в свою небольшую «раковинку», потому-то у него и окна все закрыты, что бы ни видеть уж света этого, такого непримиримого по отношению к нему! Гоголь пытается представить перед нами человека, который настолько опустился, что уже и не обладает никакими чувствами, но это далеко не так! Ведь при вспоминании старых знакомых и гимназических лет «на этом деревянном лице (Гоголь, видимо, оттого называет его лицо деревянным, что Плюшкин не раскрывает своих эмоций) скользнул какой-то деревянный луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Но что можно ожидать от человека, если он уже много лет провел в одиночестве, пытаясь заглушить свои ощущения (наверное, неприятно возвращаться к давним воспоминаниям, которые так успешно были упакованы в его душе). Потому и «лицо Плюшкина вслед за скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее». Он же сознательно скрывает все происходящее у него на душе, он уже давно решил, что эта его часть отмерла вместе с потерей любимых близких, а потому и не позволительно прорываться остаткам эмоций наружу, бередя и без того воспаленную рану.
2.3. Путь Плюшкина к полной деградации
Все проблемы этого героя, как индивидуума, кроются в его сознании и начались тогда, когда так неожиданно для него умерла жена, а она была ему опорой, и на ней держалось хозяйство и дом (видимо это была сильная духом женщина, и понятно, что ее уход из жизни сильно подкосил Плюшкина). «Часть ключей, а сними и мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее» ; возможно, он даже считал свою жену в какой-то степени виноватой, потому как она вроде как бросила его одного, неподготовленного бороться с трудностями жизни. Как видно, жена героя была хозяйственной женщиной, и вполне возможно, что в годы ее жизни в семье существовал матриархат. Хотя не берусь утверждать последнее. Действительно, смерть жены стала для Плюшкина неожиданностью, и он поневоле потерял часть своего сердца. Это был первый удар, нанесенный судьбой несчастному человеку. У него осталась одна забота — дети. Но, к несчастью, они не оправдали его надежд. Старшая дочь, Александра Степановна, не выдержав подобной жизни с отцом, в поисках наилучшего счастья сбежала из дома с штабс-ротмистром, отец же посчитал это предательством и «послал ее на дорогу проклятие». Время шло, Плюшкин старел, в жестких волосах его появилась седина, но и сын не смог оправдать его надежд: отец видел сына только на государственной службе, а сын решил поступать в полк, вместо того, чтобы помогать отцу, поддерживать его и перенять хлопоты; рассердившись, отец отрекся и от него. Младшая же дочь и вовсе скоро умерла. Вот и настало то время, тот момент, тот час, та минута, когда Степан Плюшкин остался один-одинешенек горемычный. Оставшиеся дети не смогли перенести обиду, им нанесенную, потому и некому было взять на себя хлопоты о хозяйстве, некому было и позаботиться о нем на старости лет. Находясь в положении, когда ему не нужно ни перед кем отчитываться и появляться, он постепенно стал носить другую, более простую крестьянскую одежду. Теперь у него не было излишних забот, кроме как смотреть за оставшимся хозяйством, но у Плюшкина на это уже не было ни сил, ни желания, ни стимула. У попросту опустились руки, и он — сломался. С этого момента он уже не мог ничего с собой поделать: взять себя в руки — незачем! Его душевные силы были исчерпаны, человека просто подкосили эти неприятности, практически разом на него свалившиеся, а поддержки же ждать неоткуда, вот и обрек он себя не на жизнь, а на вялое, апатичное существование, найдя себе развлечение в сборе залежавшихся и забытых крестьянами вещей. Мир забыл о нем, и он решил забыть о наличие какого-то другого мира, кроме собственного; постепенно забыли о нем и все соседи, изредка вспоминая чудака-соседа; но никому и невдомек, что этот человек просто обижен на мир, в котором живет и который отобрал у него все самое любимое. И для Плюшкина началась уже другая жизнь, не похожая не предыдущую.
2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя
Плюшкин забился, как загнанный волк, в своем дряхлом поместье, среди хлама, становясь еще более раздражительным, надеясь таким образом скрыть свой стыд, беспомощность, безнадежность от всего мира.
Плюшкин, как сурок в норе, в своем заплесневелом поместье совершенно один, он отказался о всего, привычного для обычного человека. «Одинокая жизнь дала сытую пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становиться ненасытнее; человеческие чувства и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».
Я согласна с тем, что день ото дня скупость в нем могла только прогрессировать, но вот согласиться с тем, что он полностью утрачивает способность чувствовать, я не могу. Да, эта развалина ежедневно подавляла в себе чувства, выживала их всяческими способами, но они никуда не пропадали, а лишь углублялись, становились прочнее и теперь уже располагались гораздо глубже в его душе, накрывшись пылью скупости и одиночества. Нелегко переживать человеку свою оторванность от мира, потому и прячет он свою любовь к дочери за проклятья; давно простив ее в душе, он ни за что не хочет признавать свою вину в том, что она сбежала из дома родителя; тогда же получится, что он не смог стать для нее настоящим отцом, к советам которого прислушиваются, и его это действительно сильно ранит. Он может и хотел бы что-то изменить, да уже не в силах, судьба дочери неизвестна, а та дверца в сердце, что он однажды завалил хламом и от которой был выброшен ключ, никогда не будет открыта: все тропы к ней ведущие запылились, заросли, и теперь возврата к прежней жизни не будет, хотя может, он ему и не нужен… Так много лет прожив в подобной обстановке, привыкнув к ней, ему трудно станет вновь жить «по-человечески», а потому единственная для него дорога — это спокойное доживание своего века в своем поместье. И как такому бедолаге не сочувствовать? У него уже нет перспектив развития, а только дельнейшая деградация, и как можно не жалеть и не размышлять над его горькой долей?
2.5.Внешний облик помещика Плюшкина
Даже внешний вид его говорит сам за себя: «никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла бумага» . Гоголь создает этот портрет Плюшкина с помощью гиперболических деталей. Но герою уже все равно во что он одет, ему не стыден его наряд, он стар, и потому беспомощен, он сам, как эти старые лохмотья, скоро засалится, а затем, и умрет, притом никому ненужным боле. Странно то, за какой короткий период он, из «бережливого хозяина и семьянина» , превратился в бесполезный хлам. Неужели настолько сильными оказались для него все эти потрясения, раз стала возможна такая резкая перемена?! Неужели так подействовали на него пройденные годы и приход старости. Ведь старость — это синоним ненужности. Старость вытесняет силу, а, следовательно, жизнь, а значит, наступает смерть. Выходит, старость — смерть.
Умственные способности бедного Плюшкина постепенно пришли в упадок, давая дорогу подозрительности и абсурдной мелочности. Все для Плюшкина мошенники и воры. Да, ему уже давно безразлично свое хозяйство — оно только виси на шее ярмом, я скинуть его никак не возможно. С другой стороны, хозяйство-то и держит его на плаву. Ему бы пожить еще чуть-чуть. Ну, разве это не заставляет задумать над его горькой судьбой? Разве вам не жалко бедолагу?
2. заставляет задумать над его горькой судьбой? Разве вам не жалко бедолагу?
2.6.Роль Чичикова в раскрытии образа Плюшкина
Все смеялись над ним или обходили стороной, но поступок Чичикова достоин порицания! Чичикову все же удалось затронуть Плюшкина, хотя, на мой взгляд, он обманул нашего героя очень уж жестоко! Как можно было так легко обмануть человека, который не живет в реальности?! Узнай Плюшкин об истинной причине такого шага Чичикова, о том, что Чичиков легко обвел его вокруг пальца, он бы еще больше озлобился на этот мир; произошел бы очередной толчок его в бездну, пустоту, к которой он и так стремительно приближается. Герой под влиянием скупости стал сверх меры подозрительным, а такая афера могла и вовсе поставить под сомнение мнение Плюшкина о людях в целом. Доверившись незнакомому человеку, он и так поступился своими правилами, а проявление такой наивности вообще для него не свойственно. Можно только выделить то положительное, что Плюшкин хоть ненадолго вернулся к реальности, узнав предложение Чичикова. Постепенно подозревая всех, Плюшкин повелся на удочку Чичикова с большой легкостью, искренне надеясь, что тот по-настоящему хочет ему помочь, войдя в его положение. Что уж говорить о его размышлении подарить Чичикову серебряные часы; для него несвойственно отрывать от себя хоть капельку имущества, а тут прямо небывалая щедрость проявлена, а это может свидетельствовать только о том, что Чичикову удалось обмануть горемычного старичка. Так хотелось Плюшкину поверить, что хоть кто-то в этом мире способен сострадать ему и готов помочь.
3.Заключение
Жизнь Степана Плюшкина выдалась не сахар, на его долю выпало не мало испытаний (от смерти жены до полного непризнания обществом), несмотря на все трудности, я верю, что в нем сохранились еще черты доброго и любящего человека, пусть он прячет их, пусть не признается в их существовании. Без них его и человеком то назвать нельзя, а потому пусть эта слабая искорка, что теплится в нем, не угасает, и, я понимаю, что ей никогда не перерасти в большой костер и не вспыхнуть ярким огнем, главное, чтобы она жила и придавала ему внутренних сил. Такие силы ему нужны, без поддержки детей, общества ему долго не протянуть, да его дети не правы, что ставят свои собственные обиды и интересы превыше общего интереса их фамилии и заботы о родителе, но наказание им вынесет самый строгий судья — сама судьба, и когда они поймут, что были где-то не правы, увы, будет слишком поздно… На мой взгляд, с их стороны это было жесточайшим наказанием для отца. Не видя и не чувствуя поддержки от близких, он потерял опору. Плюшкин перестал жить, он просто существовал. Этот человек упал, но никто не дал ему руки, все только ругали. То болото, поглотившее Плюшкина, — это и стыд, и беспомощность, и лень, и ненужность, и осознание, что он сбился с дороги, а пути назад уже не найти — все это превратило его в «Мертвую душу», приросло к нему, и теперь уже ничто не изменит его образа жизни. Он слишком прочно вжился в образ ворчливого скряги.
История этого человека серьезна и поучительна. Точно можно сказать — он не «прореха на человечестве», а лишь тот, кому не повезло в жизни, человек с несчастной участью, обиженный обществом и семьей, обделенный вниманием и любовью, человек, один-одинешенек, которого все бросили самого бороться с непреодолимыми преградами жизни, не рассчитав, что поддержки ему ждать неоткуда. И после этого могут ли найтись люди, безучастные к его судьбе и неспособные понять всю сложность положения, в которое он попал из-за простого непонимания его личности другими людьми?


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Как и почему Плюшкин превратился в «мертвую душу», или Плюшкин — не «прореха на человечестве», а обиженный и обделенный светом человек


Как и почему Плюшкин превратился в «мертвую душу», или Плюшкин — не «прореха на человечестве», а обиженный и обделенный светом человек