Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? (Второй вариант) (План-сочинение)

Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хоро­шо”, над которой автор трудился около 20 лет. Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности произведе­ния, определившей жанровое своеобразие – поэма-эпо­пея. В ней Н. А. Некрасов, опираясь на фольклорную осно­ву, попытался отразить глазами разных представителей на­рода все важнейшие события пореформенной России.
Герои поэмы и их представление о счастье. Найти ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы, пытаются 7 му­жичков из деревень с “говорящими” названиями: “Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Не­урожайка…” Спор, возникший между героями (“Роман ска­зал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу”.), заставляет их отправиться в дорогу. Мотив дороги становится сквозным и расширяет пространство поэмы, по­зволяя автору показать всю Русь.
Первоначальное представление мужичков о счастье как о “покое, богатстве, чести” подвергается пересмотру. Встре­ченный ими священник развеивает миф о собственном бла­гополучии:
Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы
И труженицы вечные,
Господь, прибавь им сил!
С таких трудов копейками
Живиться тяжело!
Душевная щедрость,

широта и доброта народа в “Сель­ской ярмонке” фокусирует внимание мужичков на кресть­янской душе. “Пьяная ночь” представляет “счастливца” – Якима Нагого, который становится символом духовности: этот мужичок из горящей избы вынес картиночки, а жена его спасала иконы, все же материальные ценности, что на­жили, сгорели. К “счастливым” относит народная молва Ер – милу Гирина (“В остроге он сидит…”), Матрену Тимофеевну Корчагину (“Не дело – между бабами Счастливую ис­кать! “), Савелия – “богатыря святорусского” (“Счастливец тоже был…”). Но судьба каждого из них тяжела. Счастье их имеет нравственное содержание: “почет… не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой”, “лад в семье”, свобода, за которую не страшно и на каторгу пойти. Не многим лучше оказывается в новом времени и житье помещика: усадьбы переводятся, сады вырубаются, кругом царит запустенье:
Поля – недоработаны,
Посевы – недосеяны,
Порядку нет следа!
О матушка! О родина!
Болезненный слом эпохи прошелся и по дворянскому со­словию:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!
Счастливый в поэме. Но кому же на Руси “живется весе­ло” и “вольготно”? Путь народного заступника, по мысли автора, есть путь к счастью. Некрасов выступает на стороне бунтарей во имя справедливости и свободы. Воплощением этой авторской идеи становится образ Гриши Добросклоно­ва. Сын крестьянки, знающий все тяготы жизни простых людей, выступает за счастье народное:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Песенка Гриши “Русь” о “сердце народном”, сохранив­шем свою свободу даже в рабстве, о силе, спокойной со­вести, о правде становится “воплощением счастия народ­ного”.
Глава “Пир на весь мир”, в которой странники и встреча­ют Гришу Добросклонова, демонстрирует постепенно про­сыпающееся самосознание крестьян (от главки “Горькое время – горькие песни” к главке “Доброе время – добрые песни”). Именно после пира Гриша слагает песню, в кото­рой звучат слова “вольного сына”:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…
В финале поэмы авторское представление о счастье со­единяется выбором сынов Руси, “отмеченных печатью дара божьего”. Выбор “тесной, честной” дороги, по которой идут заступники “за обойденного, за угнетенного”, по мнению Н. А. Некрасова, и есть путь к счастью.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? (Второй вариант) (План-сочинение)