Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”

Анна Ахматова в своей поэме “Реквием” поставила перед собой задачу создать памятник великому народному горю – и тем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, и всей стране – обездоленной и замученной сталинскими репрессиями:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанн ых слов…
Цель этого сочинения – проследить, каким образом автор развивает трагическую тему в поэме. И уже короткое четверостишие, предваряющее поэму, говорит о том, что поэтесса свое личное материнское горе (ее сын Лев Гумилев

был арестован по ложному доносу и приговорен к смертной казни, но потом этот приговор заменили лагерным заключением) тесно связывает с горем общенациональным:
Нет, и не под чужим небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим’народом. Там, где мой парод, к несчастью, был.
Ахматова рассказывает в разделе “Вместо предисловия” о случае, который произошел с ней тогда, когда она стояла в тюремной очереди, ожидая свидания с сыном. “Опознавшая” поэтессу женщина спросила:
– А это вы можете описать? И я сказала:
– Могу.
В главе “Посвящение” Ахматова говорит о том, что эту
поэму посвящает “невольным подругам Двух моих осатанелых лет”, то есть тем обездоленным женщинам, которые стояли вместе с ней возле ворот Ленинградской тюрьмы в надежде на свидание со своими близкими. Приходили занимать очередь к тюрьме очень рано – “Подымались как к обедне ранней”. Общее-состояние собравшихся поэтесса характеризует так: “Мертвых бездыханней”. Надежда на что-то лучшее с каждым днем слабеет, но не покидает собравшихся: “А надежда все поет вдали”.
В главе “Вступление” Ахматова детализирует начало происходящих страшных событий. Она характеризует время действия:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад…
Город в это время превратился в одну гигантскую тюрьму, слышны были гудки паровозов, увозивших по этапу “осужденных полки”. Ахматова подчеркивает, что не только ленинградцы переживали этот ужас – “звезды смерти” стояли над всей страной, вся “безвинная Русь” раздавлена была “кровавыми сапогами”.
Далее Ахматова рассказывает о своем личном горе, о том, как увели на рассвете ее сына, за которым она шла вслед “как на выносе”. Она говорит о том, что осталась совершенно одна:
Эта женщина больна. Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
Страдания матери, у которой отняли сына, безмерны. Она не верит в то, что такое вообще могло произойти с нею, что она, когда-то “царскосельская веселая грешница” будет “слезою горячею Новогодний лед прожигать” у ворот Крестов. Героиня еще не в полной мере осознает, что все это случилось именно с ней: “Нет, это не я, это кто-то другой страдает”.
Семнадцать кошмарных месяцев женщина молит о возвращении сына домой, она умоляет “палачей” о помиловании, но “огромная звезда” – символ новой России “скорой гибелью грозит”. Приговор для сына, это “каменное слово”, состоялся, и она говорит о том, что уже давно морально была к этому готова. Однако, чтобы снова “научиться жить” после этого, необходимо “чтоб душа окаменела” и была “убита” память.
Все дальнейшее повествование говорит нам о том, что “научиться жить” вновь героине не так просто – она мечтает о смерти, призывает ее, “простую и чудную”, как способ избавления от нечеловеческих мук. Но смерть не приходит, и женщина чувствует, что ее душу наполовину накрывает “безумие крылом”, она в бреду видит “сына страшные глаза”, вспоминает минуты свидания в тюрьме, последние слова утешения.
О том, что самая ужасная участь выпала на долю Матери в эти ужасные годы, Ахматова говорит в главе “Распятие”. Мы видим, что в поэме возникает образ Марии – как символ страдания всех матерей:
Магдалина билась и рыдала. Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так взглянуть никто и не посмел.
В “Эпилоге” Ахматова подчеркивает, что она разделила судьбу многих матерей и жен:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною…
Ей бы хотелось назвать “поименно” всех тех, кто пострадал от репрессий, но такой возможности нет. Но она обещает, что никогда не забудет тех, с кем столкнулась в страшные для всех годы.
Тоска, гнев, сопереживание – эти чувства вызывает прочтение поэмы. “Реквием” написан простым, ясным языком. Поэма изобилует художественными средствами. Особенно сильны эпитеты, которые выбирает Ахматова для того, чтобы передать весь ужас насилия над страной и судьбами людей: “Русь безвинная”, “тоска смертельная”, “черныемаруси”, “каменноеслово”, “окаменелоесердце”, “душа окаменела”. Интересно, что Ахматова не пользуется в поэме гиперболой. И это неудивительно – страдания настолько велики, что не нуждаются в преувеличении.
Немало в поэме и метафор: “Перед этим горем гнутся горы”, “звезды смерти стояли над нами”, “безвинная корчилась Русь”. Удивительны комбинации олицетворений, аллегорий, символов. Все это вместе создает огромной мощности силу переживаний и работает так, что читатель сразу же, с первых строк поэмы, проникается той болью и трагизмом, которыми наполнен “Реквием”.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”