Как вы понимаете слова В. В. Маяковского: “Поэт всегда должник вселенной…”? (По стихотворению В. В. Маяковского “Разговор с фининспектором о поэзии”)

В настоящее время со многими сочинениями Владимира Маяковского мы уже не соглашаемся, спорим. И строка поэта о том, что “партия и Ленин – близнецы-братья”, способна вызвать лишь горькую улыбку. Но Маяковский в своем творчестве затронул и такие вечные темы, как назначение поэта и поэзии, место поэзии в жизни людей независимо от общественного строя и исторической формации. Одним из таких произведений является стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”.
В статье Маяковского “А что вы пишете?” говорится о том, что

качество “писательской продукции”, и, соответственно, положение писателя в советском обществе чрезвычайно пошатнулось, понизилось, “дискредитировалось”. Этому ощущению и было посвящено данное стихотворение.
Во время написания “Разговора с…” Маяковский вел переговоры с Мосфинотделом по поводу неправильного обложения его налогом. Поэт требовал, чтобы при начислении суммы подоходного налога к нему относились как к трудящемуся. Торговцы и лица “свободных профессий” обязаны были ежегодно подавать декларации о своих предполагаемых доходах за год. Уклонившиеся от этой обязанности штрафовались.
В заявлении в Мосфинотдел Маяковский писал, что он не уклоняется от сообщения о своих заработках, но в сложном поэтическом произведении почти невозможно точно учесть “производственные расходы и способ их определения”. Этот инцидент и послужил причиной написания стихотворения:
Гражданин фининспектор,
честное слово,
поэту
в копеечку влетают слова.
Говоря по-нашему,
рифма
бочка,
Бочка с динамитом.
Строчка – фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка, –
и город
на воздух
строфой летит.
Разве возможно оценить труд поэта в каком-либо эквиваленте? Нет! Поэтому поэт и говорит, что он “всегда должник вселенной”. Но должник не в финансовом плане, а в духовном:
Я в долгу
перед Бродвейской лампионией,
перед вами,
багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии
перед всем,
про что
не успел написать…
Маяковский размышляет о том, что в сложившейся в стране ситуации происходит “амортизация сердца и души”, а это самое страшное, что может произойти. Нравственный упадок наблюдается и в среде поэтов, людей, всегда бывших “совестью” нашей страны.
“Нынешние” поэты гонятся за помпезностью слов, за славой, и Маяковский называет их “лирическими кастратами”. Он напоминает нам истинное назначение поэта:
… Долг наш –
реветь
медногорлой сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипеньи.
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени.
Но сила поэта не только в том, чтобы “вспоминая, в грядущем икнули”, нет. Сила поэта в его нравственной и духовной чистоте, способности донести истинное положение вещей. Ведь и сегодня “рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут”, но как они различны… Ведь у настоящего художника –
…испепеляющее
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Без лишней скромности Маяковский заявляет, что в будущем потомки поймут, что он был один способен понять и воскресить нравственную культуру. В чем-то он прав: многие его произведения – жестокая сатира на окружающую действительность и современное ему общество. Теперь мы видим, в чем истинное назначение поэта.
Так почему же все-таки поэт – “должник вселенной”? “Должник”, который обязан “глаголом жечь сердца людей”? Эта фраза является ключевой в понимании не только этого стихотворения, но и всего творчества Маяковского, смыслом всей его жизни. Ведь вся общественная деятельность поэта была направлена на благо народа. “Мой лоб время с разбега крушит”, – говорил поэт, и это действительно было так. Бунтарь по натуре, он зачастую противостоял общественным взглядам своего времени. И как, в какой денежной единице определить тот вклад, ту жертву, которую принес Маяковский? А ведь он, к тому же, никогда не считал себя человеком исключительным и подчеркивал:
Я
по праву
требую пядь
в ряду
беднейших
рабочих и крестьян…
Тем самым поэт пытается сказать нам, что его творчество – каторжный труд и все свое душевное богатство он дарит людям, даже таким, как фининспектор, поэтому и говорит ему открыто:
А если
вам кажется,
что всего делов –
это пользоваться
чужими словесами,
то вот вам,
товарищи,
мое стило,
и можете
писать
сами!
“Поэт всегда должник вселенной”, но нужно уважать его труд. Да и как можно нравственные искания творческого человека приравнять к занятию торговлей! К сожалению, в России все возможно: и в дни Маяковского, и в наши дни. Поэт пытается оплатить “свой долг” перед вселенной, а мы пытаемся обложить его как можно большими налогами. Увы, практицизм – неотъемлемая часть нашей жизни. Смогут ли поэты предотвратить “амортизацию души и сердца”? На сегодняшний день этот вопрос остается открытым…



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Как вы понимаете слова В. В. Маяковского: “Поэт всегда должник вселенной…”? (По стихотворению В. В. Маяковского “Разговор с фининспектором о поэзии”)