Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после
Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В
Комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о
Государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о
Рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему
Национальному, народному. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух
Общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого,
Крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого
И провозглашении передовых идей того времени. Конфликт комедии — конфликт
Между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком
Минувшим».
Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии
Получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Он
Типичный представитель своего общества, обладает всеми достоинствами,
Ценящимися в нем: богатством, связями; он является примером для подражания.
Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику
Дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины. Идеалом
Этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет»,
«на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество,
Восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо
Подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до
Степеней известных». Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские,
Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».
Чацкий, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь,
Несущее перемены. Он представитель «века нынешнего». Это выразитель
Передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая
Программа: он разоблачает крепостничество и его порождения:
Бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он
Дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего
Житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его
Протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца,
Которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:
Сужденья черпают
Из забытых газет
Времен Очаковских
И покоренья Крыма…
За страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая
Себя от ответственности круговой порукой и подкупом:
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты!
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за
Бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, «тот Нестор негодяев
Знатных» променял своих верных слуг, которые «и жизнь и честь его не раз
Спасали», на три борзые собаки; другой негодяй «на крепостной балет согнал
На многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», которые затем были
Все «распроданы поодиночке». В фамусовском обществе внешняя форма как
Показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения
Делу, наукам и искусствам:
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество,
Достигаются холопством, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью
Перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая
Людей чувства собственного достоинства.
В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной
Стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с
Другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух,
Которым дышит фамусовская Москва, — это воздух лжи, обмана, «покорности и
Страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности
Всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся
Идеалы «прошедшего житья», и поэтому оно боится всего нового,
Прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи.
Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское
Общество. «Отцы» и «судьи» не привыкли к возражениям и критике, они не
Хотят никаких перемен. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она
Начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко
Осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи:
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то чтобы в науке далеки,
В России под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом.
А Фамусов высказывает мысль:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Отношение Фамусова и Чацкого к службе тоже противоположно. Чацкий
Основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим»,
Угождение начальству:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Для Фамусова же служба — дело легкое:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Противоречиями во взглядах между «веком нынешним» и «веком минувшим»
Пронизана вся комедия. И чем больше общается Чацкий с Фамусовым и его
Окружением, тем большая разделяет их пропасть. Чацкий резко отзывается об
Этом обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем»,
«якобинцем», «карбонарием».
Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его
Не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей «века
Минувшего». Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а
Значит — становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями
И идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим. И
Это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. Но перед тем как навсегда
Уйти, Чацкий в гневе говорит фамусовскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И. А. Гончаров в статье
«Мильон терзаний» говорит:
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь
Смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи…» Драма
Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на
Что не может.
. А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос
О крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности
Тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной
Культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»


Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»