Комментированная характеристика Онегина Ленского Татьяны

Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства.
Так, о воспитании Онегина автор говорит в обобщенном плане:
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь;
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
И действительно, чтобы “блеснуть воспитаньем”, прослыть “умным”, “милым” человеком, нужно было обладать “совершенным” знанием французского языка, манерами светского человека (“кланяться непринужденно”), танцевать… Что еще? “С ученым видом знатока

хранить молчанье в важном споре”. Говорится о “талантах” Онегина, а перед нами злая характеристика всего петербургского света. Именно здесь герой романа научился “язвительно злословить”, скрывать свои подлинные мысли и чувства, лицемерить. Здесь, в светском обществе, все крайние эгоисты:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Здесь каждый “глядит в Наполеоны”.
Цель и смысл жизни этих людей – сплетни, интриги, любовные увлечения…
Сатирическое изображение петербургского и московского дворянства мы находим и в последующих главах романа. Поэт дает убийственную
характеристику светским “красавицам и недоступным” (глава третья, строфы XXII-XXV), говорит о фальши и лицемерии людей этого круга (глава четвертая, строфы XIX – XXII), о влиянии “мертвящего упоенья света” (глава шестая, строфа XXVI), с иронией рисует типичный путь “прекрасного человека”, сатирические портреты тех, кого называют “цветом столицы” (глава восьмая, строфы IX-X, XXIV-XXVI). Гневно высмеивается и московское барство, прямо перекликаясь в характеристиках с грибоедовской комедией “Горе от ума” (глава седьмая, строфы XXIV-XXVIII).
Онегин – характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического. В Ленском Пушкин изобразил характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время “он сердцем милый был невежда”, вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния; его радости и печали были созданием его фантазии… В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого его смерть, заранее воспетая им в туманно романтических стихах… Поэт любил свой идеал, осуществленный им в Ленском, и в прекрасных стихах оплакал его падение…
.. .В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперед. Это – повторяем,- был романтик, и больше ничего”.
Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского – другую жертву русской жизни. Пушкин изобразил характер Ленского с нежностью, какую человек питает к мечтам своей юности, к воспоминаниям о том времени, когда человек полон надежды, чистоты и неведения. Пушкин в “Онегине” представил отрадное явление во Владимире Ленском, да и расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением? Через десять лет он отучнел бы, стал бы умнее, но был бы Манилов.
Прежде чем приступить к комментированию художественного текста по данным вопросам (в нашем задании – седьмой и восьмой глав романа “Евгений Онегин”), необходимо внимательно прочитать весь предлагаемый для комментирования текст, потому что ответ на тот или иной вопрос может находиться в разных его местах. Вот пример: первый вопрос к седьмой главе. Казалось бы, черты Онегина, его мысли косвенно указаны в “собеседниках” его – в книгах, которые он читал.
Вот теперь мы можем попытаться ответить на первый вопрос (или хотя бы на часть его).
Чаще всего Онегин обращался к “певцу Гяура и Жуана” – Байрону, к его романтическим героям – Чайльд-Гарольду, Корсару, Дон-Жуану и другим. Можно предполагать, что они привлекали внимание Онегина резко отрицательным отношением к злу и несправедливости, вызовом обществу тирании и деспотизма, духовным одиночеством, благородными качествами характера, которые не декларировались, а проявлялись в действиях, в поступках.
Исследователи полагают, что “два-три” романа, которые “довольно верно” изображали “современного человека”,- это “Адольф” Бенжамена Констана, “Мельмот-скиталец” Матюрина (или Матюрэна) и “Рене” (повествовательный эпизод в философском сочинении Шатобриана “Гений христианства”).
Адольф-пресыщенный жизнью, скучающий аристократ, человек насмешливый, злой, чуждый обществу; Джон Мельмот как бы отражает чувства и настроения Онегина во время его поездки к больному дяде, близок грустью, скукой, овладевшими героем в деревне; Рене – разочарованный жизнью герой байронического типа.
Но Онегин следил и за развитием европейской науки, о чем свидетельствуют имена Гиббона – английского историка, Герде-ра – немецкого ученого и мыслителя, Биша – знаменитого французского врача, автора книг по анатомии и, физиологии, Тиссо – автора популярных медицинских сочинений, французского философа Беля, философа Фонтанеля и других.
Однако весь этот культурный багаж ничего не менял в бесцельной, праздной жизни Онегина.
Естествен вопрос: а где вам, самостоятельно ищущим ответы на вопросы, найти весь этот материал? Отвечаем: в научно-критической и справочной литературе, которая имеется в библиотеках. Например, можно воспользоваться следующими книгами:
– Бродский Н. Л. “Евгений Онегин”. Роман А. С. Пушкина: Комментарий. – М., 1965, и др. издания.
– Долинина Н. Прочитаем “Онегина” вместе. – Л., 1980.
– Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”: Комментарий. – Л., 1980.
Познакомившись более подробно и внимательно с этими книгами, можно сформулировать ответ на первый вопрос примерно так: и тех, что он читал в Петербурге,- свидетельствует, что умственные интересы героя тянут его к книжной полке. Онегин – вдумчивый читатель: Хранили многие страницы отметку резкую ногтей”, “черты карандаша”.
Названия и авторы произведений дают нам право утверждать неизменное внимание Онегина к самым передовым темам. С другой стороны, интерес его к названной литературе позволяет определить характер героя романа, его настроения, чувства, переживания. Персонажи названных выше романов, несомненно, близки Онегину своей разочарованностью, тоской, скукой, жаждой странствий (“охотой к перемене мест”), наконец, одиночеством, на которое они обречены в аристократической среде и от которого сами же страдают.
Но интерес Татьяны к кругу чтения Онегина открывает в ней нечто новое для нас: сопричастность Татьяны духовному миру Онегина; желание понять любимого ею человека через круг его чтения, через книги, “в которых отразился век и современный человек
– Изображен довольно верно
– С его безнравственной душой,
– Себялюбивой и сухой,
– Мечтанью преданный безмерно,
– С его озлобленным умом,
– Кипящим в действии пустом”.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Комментированная характеристика Онегина Ленского Татьяны