«Кончились всякие знамения, и наступили события…» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)

» В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хлам разгула…»
Максим Волошин.
«Белая гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику
Народных бедствий и государственных катастроф — междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а все население огромной страны. Она внесла вражду в семьи,
Породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами — из пушкинской «Капитанской дочки» и » Откровения
Святого Иоанна Богослова». Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с
Междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатленная в первом эпиграфе — символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы
«Откровения..»- повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества — пронизывают
Весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует
«Откровения..»:» Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».
Автор понимал свой роман именно как эпопею — повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа,
Страны. » Стать бесстрастно над красными и белыми»- вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается
От позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне
Красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за
Грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое — причина начала страданий и
Бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных » со своих винтов»,
Непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все
События происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918 -1919 годов: от взятия
Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, ее людей и новую революционную
Действительность, ее деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна, великим
Событиям, преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных.
Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и
Принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру,
Приспосабливается к смене властей.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. » Дружно живите..»,-говорит в начале романа
Мать, «светлая королева»,а «им придется умирать». История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не
Осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на
Моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом — сквозной образ
Романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ, вместивший в себя разные конкретные
Дома — в первую очередь, дом Турбиных, а затем — дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И
Одновременно это дом вообще, семейный очаг — условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ
Города — широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и
Конкретный горд, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год еще впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно
Страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и, как произнес в начале романа отец Александр: » ..тяжкое
Время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Все пройдет страдания, муки, кровь,
Голод и мор».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: «Кончились всякие знамения, и наступили события…» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)


«Кончились всякие знамения, и наступили события…» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)