Краткое содержание Скучная история Чехов

Скучная история

Профессор медицины Николай Степанович – ученый, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почетом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России. Носящий это имя, то есть он сам, – старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода. В своих записках он пытается понять положение, в котором оказался: его, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни. Он описывает обычное течение своей теперешней жизни.

Бессонница каждую ночь. Домашние – жена и дочь Лиза, которых он прежде любил, теперь своими мелочными житейскими заботами только раздражают его. Ближайшие сотрудники: чудаковатый и преданный университетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и ученый тупица. Работа, которая раньше доставляла Николаю Степановичу наслаждение, его университетские лекции, когда-то равные произведениям поэта, теперь приносят ему одно только мучение.

Николай Степанович не философ и не богослов, всю жизнь судьбы костного мозга интересовали его больше, чем конечная цель мироздания, его душа не хочет знать вопросов о загробных потемках. Но то, чем радовала его жизнь – покой и счастье в семье, любимая работа, уверенность в себе, – ушло безвозвратно. Новые мысли, каких он раньше не знал, отравляют его последние дни. Ему кажется,

что жизнь его обманула, его славное имя, блестящее прошлое не облегчают сегодняшней боли.

Обычные посетители старого профессора. Коллега по факультету, нерадивый студент, выпрашивающий тему диссертант – все кажутся Николаю Степановичу смешными, недалекими, ограниченными, каждый дает повод для раздражения или издевки. Но вот еще один, желанный посетитель: знакомые шаги, шорох платья, милый голос…

Катя, дочь покойного товарища-окулиста, выросла в семье Николая Степановича. Еще к пятнадцати годам ею овладела страстная любовь к театру. Мечтая о славе и служении искусству, доверчивая и увлекающаяся, она ушла в провинциальные актрисы, но года через два разочаровалась в театральном деле, в товарищах по сцене, утратила веру в свой талант, пережила несчастную любовь, покушалась на самоубийство, похоронила своего ребенка. Николай Степанович, любивший Катю как дочь, пытался помочь ей советом, писал ей длинные, но бесполезные письма. Теперь, после пережитого крушения, Катя живет на остатки отцовского наследства. Интерес к жизни она утратила, лежит у себя дома на кушетке и читает книги, да раз в день навещает Николая Степановича. Его жену и Лизу она не любит, те платят ей взаимностью.

Обычный семейный обед тоже не несет Николаю Степановичу ничего, кроме раздражения. Присутствуют жена, Лиза, две-три ее подруги по консерватории и Александр Адольфович Гнеккер – личность, внушающая профессору острую антипатию. Поклонник Лизы и претендент на ее руку, он бывает в доме ежедневно, но никто не знает, какого он происхождения и на какие средства живет. Продает где-то чьи-то рояли, знаком со знаменитостями, судит о музыке с большим авторитетом – приживал при искусстве, делает для себя вывод Николай Степанович.

Он с тоской вспоминает прежние, простые и веселые семейные обеды, угрюмо думает о том, что уже давно внутренняя жизнь жены и Лизы ускользнула от его наблюдения. Они давно не те, какими он знал и любил их прежде. Отчего произошла перемена – он не знает.

После обеда жена, как обычно, упрашивает его съездить в Харьков, откуда родом Гнеккер, навести там справки о его родителях и состоянии.

От чувства одиночества, от страха перед бессонницей Николай Степанович выходит из дома. Куда идти? Ответ давно ему ясен: к Кате.

Только у Кати ему тепло и уютно, только ей можно пожаловаться на свое состояние. Прежде, говорит он ей, у него было чувство короля, он мог быть снисходительным, прощал всех направо и налево. Но теперь в его голове день и ночь бродят злые мысли, приличные только рабам. Он стал не в меру строг, требователен, раздражителен. Вся его прошлая жизнь представляется ему красивой, талантливо сделанной композицией, остается только не испортить финала, встретить смерть бодро и со спокойной душой. “Но я порчу финал…”

У Кати бывает еще один гость, филолог Михаил Федорович. Он, очевидно, влюблен в нее и не решается ей в этом признаться. Он развлекает анекдотами из университетской жизни, и его злословие также раздражает Николая Степановича. Разговоры об измельчании нового поколения, об отсутствии идеалов у молодежи он прерывает резкими возражениями. Но про себя он чувствует, что злые, “аракчеевские” мысли владеют и его существом. И к собеседникам, которых он сравнил со злыми жабами, его тянет снова каждый вечер.

Наступает лето, профессор с семьей живет на даче.

Ночью по-прежнему бессонница, но днем вместо работы – чтение французских книжек. Николай Степанович знает, что такое творчество и главное его условие: чувство личной свободы. Его суждения о литературе, театре, науке метки и точны. Но мысли о близкой смерти, теперь уже через три или четыре месяца, его не оставляют. Посетители бывают те же: швейцар, прозектор; обеды с участием того же Гнеккера.

Заезжает, чтобы прокатить профессора на своем шарабане, Катя. Она понимает, что жизнь ее не складывается, что время и деньги уходят бесцельно. “Что же мне делать?” – спрашивает она. “Что ответить ей?” – размышляет Николай Степанович. Легко сказать “трудись”, или “раздай свое имущество бедным”, или “познай самого себя”, но ведь эти общие и шаблонные советы вряд ли помогут в данном отдельном случае. По вечерам на даче у Кати бывает все тот же Михаил Федорович, влюбленный и злословящий. И Николай Степанович, прежде осуждавший нападки на университет, студентов, литературу, театр, сам теперь участвует в злословии.

Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одну такую ночь переживает и Николай Степанович.

Он просыпается от страха внезапной смерти, не может совладать со своим безотчетным ужасом. Вдруг слышатся не то стоны, не то смех. Прибегает жена, зовет его в комнату Лизы. Та стонет от какой-то муки, бросается отцу на шею: “Папа мой хороший… Я не знаю, что со мною… Тяжело!” “Да помоги же ей, помоги! – умоляет жена. – Сделай что-нибудь!” “Что же я могу сделать? Ничего не могу”, – размышляет отец. “На душе у девочки какая-то тяжесть, но я ничего не понимаю, не знаю и только могу бормотать: – Ничего, ничего. Это пройдет… Спи, спи…”

Спустя несколько часов он у себя в комнате, все еще не спит, слышит стук в окно. Это Катя. И у нее в эту ночь какие-то тяжелые предчувствия. Она умоляет Николая Степановича забрать у нее ее деньги и поехать куда-нибудь лечиться. После его отказа она уныло уходит.

Николай Степанович в Харькове, куда настойчиво посылала его жена. На смену состоянию злости и раздражения пришло новое: полного равнодушия. Он узнает здесь, что о Гнеккере в городе ничего не знают, но когда приходит телеграмма от жены с сообщением, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой, он встречает известие равнодушно. Это его пугает: ведь равнодушие – паралич души, преждевременная смерть.

Утро застает его сидящим в постели в гостиничном номере, занятым все теми же неотвязными размышлениями. Ему кажется, что он понял причину той слабости, которая привела его накануне конца к злым, рабским мыслям, а потом к равнодушию. Дело в том, что в его мыслях, чувствах, суждениях нет общей идеи, или бога живого человека. “А коли нет этого, то, значит, нет и ничего”. Если нет чего-то общего, что связывало бы все в одно целое, достаточно было серьезного недуга, страха смерти, чтобы все, в чем виделись смысл и радость жизни, разлетелось в клочки. Николай Степанович окончательно сдается и решает сидеть и молча ждать, что будет.

Раздается стук в дверь, перед ним стоит Катя. Приехала, говорит она, просто так, роняет письмо от Михаила Федоровича. Потом, бледнея и сжимая руки, обращается к Николаю Степановичу: “Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту: что мне делать? …Ведь вы мой отец, мой единственный друг! Вы были учителем! Говорите же, что мне делать?”

Николай Степанович еле стоит на ногах, он растерян. “По совести, Катя, не знаю… Давай, Катя, завтракать”. Не получив ответа, она уходит – куда, не знает сама. И видит ее, вероятно, в последний раз. “Прощай, мое сокровище!”

Вариант 2

Николай Степанович – профессор медицины, который достиг вершин науки и пользуется всеобщим почетом. Но он неизлечимо болен, и жить ему осталось, по собственному диагнозу, около полугода. Он ведет записки, в которых описывает свою жизнь и пытается понять, почему судьба приговорила его к смертной казни.

Каждую ночь его одолевает бессонница, а днем раздражают некогда любимые жена, дочь Лиза и сотрудники. Работа, которая доставляла раньше наслаждение, сейчас приносит только мучение. Николай Степанович никогда не был философом, а теперь новые, ранее совсем незнакомые мысли отравляют его последние дни.

Обычные посетители кажутся профессору недалекими, смешными и ограниченными. И только один вызывает радость. Это Катя – дочка умершего товарища, которая выросла в его семье. В 15 лет она увлеклась театром и ушла в провинциальные актрисы. Но через 2 года девушка разочаровалась в искусстве, перестала верить в свой талант, пережила несчастную любовь, пыталась совершить самоубийство и похоронила ребенка. Николай Степанович старался помогать ей советами. Сейчас Катя живет на отцовское наследство, ничем не интересуется, только лежит дома и читает книги. А еще раз в день приезжает к профессору. Жена и Лиза ее не любят, она их тоже.

Также раздражает Николая Степановича обычный семейный обед. На нем присутствует поклонник Лизы Александр Адольфович Гнеккер. Никто не знает, кто он и чем занимается, известно лишь, что близок к искусству. Николай Степанович вспоминает былые веселые обеды и думает, жена с дочерью сильно изменились, но не понимает почему. После обеда жена просит его поехать в Харьков, на родину Гнеккера, и навести о нем справки.

Профессор, спасаясь от одиночества, идет к Кате. Там ему хорошо, там его выслушивают и понимают. Он рассказывает девушке, что раньше чувствовал себя королем и мог проявлять снисходительность, а теперь стал раздражительным и злым, как раб. Жалуется, что портит финал своей красивой жизни.

У Кати также бывает филолог Михаил Федорович. Мужчина влюблен в девушку, но не решается признаться. Николая Степановича раздражает его злословие, но внутри он чувствует, что его одолевают подобные мысли, поэтому он приходит сюда каждый вечер.

Приходит лето, профессор перебирается с семьей на дачу. Жизнь идет своим чередом.

В гости заезжает Катя. Она спрашивает Николая Степановича, что ей делать, ведь жизнь совсем не складывается, а деньги и время уходят бесцельно. Но профессор не знает, что посоветовать девушке – все приходящее на ум кажется совсем бесполезным.

Вечерами на даче у Кати он встречается с тем же Михаилом Федоровичем и уже с удовольствием участвует в злословии молодых людей.

Однажды, страшной ночью с громом, молниями, ветром и дождем, Николай Степанович просыпается от страха смерти и не может совладать с собой. Вдруг прибегает жена и зовет его к Лизе. Девушке очень плохо и она просит у отца помощи, но тот не знает, что делать, лишь бормочет: “Это пройдет… Спи, спи…”. Чуть позже приходит Катя и, рассказывая о плохих предчувствиях, просит его взять ее деньги и поехать лечится, но, получив отказ, уходит.

Николай Степанович едет в Харьков. Настроение профессора меняется – он становится полностью равнодушным ко всему. Николай Степанович узнает, что в городе никто ничего не знает о Гнеккере, но его даже не волнует известие о тайном венчании дочери с этим мужчиной. Он испуган, ведь равнодушие – это паралич души.

Утром, лежа в постели, профессор понимает, почему стал таким – просто в его мыслях отсутствует общая идея, а раз нет этого, то достаточно было болезни, чтобы все, что его радовало, и в чем он видел смысл, разлетелось на клочки. Николай Степанович решает просто ждать, что будет дальше.

Приезжает Катя. Она роняет письмо от Михаила Федоровича и просит у профессора совета. Но он не знает, что ей сказать. Девушка уходит, сама не зная куда. Николай Степанович думает, что видит ее последний раз.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Краткое содержание Скучная история Чехов