Краткое содержание Тихий американец Грин Г

Тихий американец

Олден Пайл — представитель экономического отдела американского посольства в Сайгоне, антагонист Фаулера, другого героя романа. Будучи обобщенным изображением вполне конкретных политических сил и методов борьбы на мировой арене, фигура О. П. несет в себе и более глубокий и широкий смысл. Перед нами достаточно знакомый тип человеческого поведения, сформировавшийся именно в XX в., в эпоху острого идеологического противостояния государств и систем, когда идейная убежденность человека, не способного мыслить самостоятельно и критически, оборачивается на психическом уровне своеобразной запрограммированностью суждений и действий, шаблонностью мышления, стремящегося заключить сложность людских отношений в уже готовые рамки и схемы. Для О. П. не существует ничего индивидуального, частного, неповторимого. Все, что он видит, переживает сам, он стремится подвести под систему понятий, соотнести с некими якобы навсегда данными правилами, моделью отношений: свой любовный опыт он сопоставляет с выводами статистики Кинси, впечатления о Вьетнаме — с точкой зрения американских политических комментаторов. Каждый убитый для него либо «красная опасность», либо «воин демократии». Художественное своеобразие романа основано на сопоставлении и противопоставлении двух главных действующих лиц: Фаулера и О. П. Гораздо более благополучным выглядит О. П.: он закончил Гарвард, он из хорошей семьи, молод и довольно богат. Все подчинено правилам морали, но морали формальной. Так, он уводит у своего друга Фаулера девушку, причем объясняет это тем, что ей будет с ним лучше, он может дать ей то, что не может Фаулер: жениться на ней и дать ей положение в обществе; жизнь его разумна и размеренна. Постепенно О. П. превращается в носителя агрессии. «Напрасно я уже тогда не обратил внимания на этот фанатический блеск в его глазах, не понял, как гипнотизируют его слова, магические числа: пятая колонна, третья сила, второе пришествие…» — думает о нем Фаулер. Той третьей силой, которая может и должна спасти Вьетнам, а заодно помочь установлению господства США в стране, по мнению О. П. и тех, кто направляет его, должна стать национальная демократия. Фаулер предупреждает О. П.: «Эта ваша третья сила — это все книжные выдумки, не больше. Генерал Тхе просто головорез с двумя-тремя тысячами солдат, никакая это не третья демократия». Но О. П. переубедить нельзя. Он организует взрыв на площади, и гибнут ни в чем не повинные женщины и дети, а О. П., стоящего на площади, заполненной трупами, волнует ничтожное: «Он взглянул на мокрое пятно на своем башмаке и упавшим голосом спросил: — Что это? — Кровь, — сказал я, — никогда не видели, что ли? — Надо непременно почистить, так нельзя идти к посланнику, — сказал он…» К моменту начала повествования О. П. мертв — он предстает перед нами в мыслях Фаулера: «Я подумал: «Какой смысл с ним говорить? Он так и останется праведником, а разве можно обвинять праведников — они никогда ни в чем не виноваты. Их можно только сдерживать или уничтожать. Праведник — тоже своего рода душевнобольной».

Томас Фаулер — английский журналист, работающий в Южном Вьетнаме в 1951-1955 гг. Усталый, душевно опустошенный человек, во многом схожий со Скоби — героем другого романа Грэма Грина — «Суть дела». Он считает, что его долг — сообщать в газеты только факты, оценка их его не касается, он не хочет ни во что вмешиваться, стремится остаться нейтральным наблюдателем. В Сайгоне Т. Ф. уже давно, и единственное, чем он дорожит, что удерживает его там, — любовь к вьетнамской девушке Фу-онг. Но появляется американец Олден Пайл, который уводит Фуонг. Роман начинается с убийства Пай л, а и с того, что Фуонг возвращается к Т. Ф. Но дальше идет ретроспекция. Полиция ищет преступника, а параллельно с этим Т. Ф. вспоминает о Пайле: тот спас его во время нападения вьетнамских партизан, буквально отнеся в безопасное место, рискуя собственной жизнью. Как будто бы добрый поступок? Пайл раздражает Т. Ф. своими идеями, своим безапелляционным поведением, граничащим с фанатизмом. Узнав наконец, что взрыв на площади, устроенный американцами, в результате которого погибли женщины и дети, дело рук Пайла, Т. Ф. не выдерживает и передает его в руки вьетнамских партизан: «Вы бы на него посмотрели… Он стоял там и говорил, что все это печальное недоразумение, что должен был состояться парад… Там, на площади, у одной женщины убили ребенка… Она закрыла его соломенной шляпой». После смерти Пайла как-то сама собой устраивается судьба Т. Ф.: он остается во Вьетнаме — «этой честной стране», где нищета не прикрыта стыдливыми покровами; женщина, некогда легко оставившая его для Пайла, с той же естественностью выгоды легко и грустно приходит теперь назад.

Вариант 2

Повествование строится на двух контрастирующих противоположностях главных героев романа. Олден Пайл и Томас Фаулер, как плюс и минус, как лед и пламя. В результате резкого пересечения жизненных путей и столкновения мировоззренческих принципов, один из них танком прокатывается по жизни второго, но затем погибает. Повествование начинается с описания эпизодов гибели Пайла и возвращения возлюбленной к Фаулеру. Далее следует экскурс в прошлое с последовательным продвижением к моменту, освещенному в начале романа.

Олден Пайл трудится в экономическом отделе американского посольства в Сайгоне и является воплощенным олицетворением, продуктом идеологической пропаганды определенных политических сил. Пайл — это человек-шаблон, который всю свою жизнь пытается подогнать под четкие рамки, подчинив ее простым законам и правилам. Он не замечает, как становится запрограммированной безвольной моделью на фоне борьбы идеологических систем и противостояния государств того времени. Олден Пайл не способен критически оценивать ситуацию в свое поведение, он мыслит только шаблонами и даже свои чувства и эмоции, свою любовь старается сопоставить с выводами статистики. Для Пайла не существует полутонов, этот человек способен видеть только черное и белое. Для него все погибшие делятся на две категории: «воин демократии» либо «красная опасность».

Томас Фаулер — англичанин, работающий журналистом в Южном Вьетнаме. Его усталость и душевная опустошенность не влияют на объективность изложения новостной информации. Фаулер старается оставаться независимым наблюдателем, ни во что не вмешиваться и не давать никаких оценочных суждений. Журналист поставляет газетам только голые факты, предоставляя общественности возможность делать выводы самостоятельно.

В Сайгоне англичанина удерживает только искренняя любовь к вьетнамской красавице Фу-онг, но в их отношение бесцеремонно вмешивается Пайл. Он искренне уверен, что совсем не нарушает норм морали, уводя девушку у друга. Олден Пайл молод, успешен и богат, рядом с ним Фу-онг будет обеспечена и довольна жизнью, а значит так лучше для всех. Между тем, продолжаются политические баталии, Фаулер взывает к здравомыслию своего оппонента, пытается предостеречь его и указать на ложность навязываемых обществом идеалов и суждений.

После организации Паулом взрыва на площади, в результате которого погибли невинные люди, журналист передает американца вьетнамским партизанам. Фаулер убежден, что бездумный фанатизм приверженцев «национальной демократии» не должен становится причиной гибели мирных жителей.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Тихий американец Грин Г


Краткое содержание Тихий американец Грин Г