Критика российской действительности в пьесе А. М. Горького “На дне”


Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,
Какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
Им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это – энциклопедия предреволюционной России, история,
Запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не
Только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек – это великолепно! Это звучит… гордо!” Эти слова, сказанные на заре ХХ века, определяли твор –
Ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные
Условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж
Это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.


Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это
Была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
Каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои “короли” и под –
Властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от
Рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а
Отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже
Каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш –
Ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем
Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и
Осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” – с горьким чувством вос –
Клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,
Наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим
Крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно!
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от ка –
Торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло –
Ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это
Действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,
Выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедли –
Вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек!
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад –
Шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся
Творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным
Проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Критика российской действительности в пьесе А. М. Горького “На дне”