Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”: “не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе. Автор как лирический центр повествования.
Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава – рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая – прощание с молодостью, восьмая – рассказ о лицейских годах.

Субъективный мир автора в лирических отступлениях.
От “А” до “Я”: тематический диапазон лирических отступлений. Роль лирических отступлений в создании художественного образа эпохи. Соединение в романном повествовании эпической широты и лирической субъективности. “Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни” от первого лица.
Лирические отступления и пейзажные фрагменты повествования: объективная “прозаичность” и субъективная “поэтичность” картин русской природы.
Лирические отступления на “литературные” темы: проблемы современной Пушкину литературы (вопросы
жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодействия европейской и русской литературы и т. д.) на страницах романа. Романтизм и романтики в ироническом свете авторского повествования.
Лирические отступления как литературная биография “Евгения Онегина”: воссоздание истории создания романа на страницах романа. Автор как читатель собственного романа (“пересмотрел все это строго…”, “пора мне… пятую тетрадь От отступлений очищать”). Возможные, но нереализованные пути развития романного действия. “Планы” и “черновые наброски” будущих произведений в романе. Лирические отступления – важнейший способ построения “свободного романа”.
Обращения к читателю в лирических отступлениях. Образ читателя на страницах романа. “Роман требует болтовни”: эффект свободного диалога с читателем.
“Роман автора” и “роман героев” в “Евгении Онегине”: лирическое авторское повествование вбирает в себя историю героев, выводя на первый план подлинного главного героя романа – его создателя.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”