Лирический герой А. Блока

Лирика Блока — уникальное явление в русской поэтической культуре. Ее своеобразие заключается в том, что при всем тематическом и художественном различии стихотворений она сохраняет исключительную целостность. Стихотворения Блока объединены повторяемостью важнейших образов и сюжетов. Чем глубже читатель знакомится с лирикой поэта, тем яснее для него восприятие каждого стихотворения — символы наполняются значением не только в контексте конкретного стихотворения, но и в контексте других, «соседних» стихотворений. Сам поэт назвал объединение своей лирики «трилогией вочеловечения» и воспринимал ее как трехтомный «роман в стихах», а не просто как собрание своих наиболее значимых стихов.
Центральная тема лирики Блока — личность самого Александра Блока. Сюжет трилогии Блока не событийный, а лирический — связанный с движениями души, с изменениями личности. «Роман» разделен на три тома, каждый из которых соответствует определенному этапу пути, этапу вочеловечения. В течение каждого из трех этапов герой попадает в различные ситуации и эпизоды, обычно становящиеся темой цикла.
Итак, лирический герой показан нам в развитии. Центральный цикл первого тома блоковской трилогии — «Стихи о Прекрасной Даме». В них во многом отразился роман А. Блока с будущей женой Л. Д. Менделеевой, а также увлечение философскими идеями символистов и Владимира Соловьева. Блок до конца жизни считал эти стихи лучшими из всего написанного им.
Основной сюжет цикла — это сюжет ожидания. Образ героини многолик, она может встречаться с героем «на закате» или лишь показываться ему «каждый день издалека», быть одета в «сребристо-черный мех», «белое платье», «черное платье»… Перед нами мистический, неземной образ — автор называет героиню «святой», «ясной», «непостижимой», «Величавой Вечной Женой». Драматизм ситуации ожидания — в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. Герой поклоняется возлюбленной, не смея приблизиться к ней. Несмотря на то, что внешний сюжет отсутствует, в душе героя происходят постоянные перемены — надежды сменяются опасениями, страхами, нарастает ощущение несовместимости «земного» и «небесного».
«Весь горизонт в огне, и близко появленье.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменишь в конце привычные черты…».
Второй том, новый этап лирики определяется мотивами погружения в жизненные стихии. Героя обращается к реальной, непридуманной жизни, и теперь в его поле зрения — национальная и общественная жизнь страны. Общая картина жизни резко усложняется — это мир множества людей и событий, которые конфликтуют, борются друг с другом.
Образ героини любовной лирики становится более «земным» — теперь это прекрасная, шокирующая и очаровательная женщина, одновременно воплощение «небесного идеала» героя и порождение «страшного мира» реальности:
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Ключевой символ второго тома лирики — стихия. Этот символ включает в себя образы природы и народной жизни, «земные» стихии.
Комплекс представлений Блока о стихии был неразрывно связан с тем, что он называл «музыкой». Музыка, по мнению Блока, это первооснова всего творческого. Стихи этого цикла действительно музыкальны и мелодичны:
«Вьюга пела.
И кололи снежные иглы.
И душа леденела.
Ты меня настигла».
Третий том «романа в стихах» открывает цикл «Страшный мир». Мотив цикла — духовное омертвение городской цивилизации, ощущение безысходности человека, попавшего в нее.
«Под шум и звон однообразный,
Под городскую суету
Я ухожу, душою праздный,
В метель, во мрак и в пустоту.
Я обрываю нить сознанья
И забываю, что’ и как…
Кругом — снега, трамваи, зданья,
А впереди — огни и мрак»
Поэма «Соловьиный сад» создает ситуацию решающего распутья. Перед героем стоит выбор между повседневным трудом на скалистом берегу и завлекающим «садом» счастья и любви. Герой вначале поддается искушениям «соловьиного сада», но потом возвращается на скалистый берег. Так лирический герой расстается со «сладкой песнью» любви и обращается к новой ценности — к теме Родины (цикл «Родина»).
В цикле «Родина» важен мотив повтора — лирический герой уже прошел большой духовный путь, но образ Родины напоминает ему о прежних воплощениях его идеала. Для Блока вообще очень важна категория памяти, и неслучайно. Память для поэта — основа единства личности, прошедшей через весь свой путь. Важно, что Блок не перечеркивает пройденного, не отказывается от бывших ценностей — они сохраняются в нем, глубоко преобразованные, но еще живые.
Цикл «На поле Куликовом» занимает особое место в третьем томе трилогии. Блок обращает внимание на то, что в русской истории не однажды бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Куликовская битва — символическое событие русской истории, по мнению Блока, ему суждено возвращение.
Россия в этих стихотворениях наделена человеческими чертами:
«А ты все та же — лес да поле,
Да плат узорный до бровей»
Более того, вместо традиционного, привычного эпитета «Русь-матушка» поэт употребляет свой, глубоко личный: «О, Русь моя! Жена моя!». Русь — это еще одно воплощение прежнего идеала женственности.
Путь Блока в «трилогии вочеловечения» противоречив, многолик. В нем «земное» соединяется с «небесным», глубоко личное — с общественным и даже патриотическим, вечное — с историческим. Герой движется от эгоистических чувств к общественным, и от пассивных действий — к активным (вспомним абсолютную пассивность лирического героя в «Стихах о Прекрасной Даме» и его резкие, активные заявления в третьем томе лирики). Но герой не забывает своих прежних убеждений и идеалов, что сохраняет целостность «трилогии вочеловечения».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Лирический герой А. Блока


Лирический герой А. Блока