Лирический герой Есенина

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана с
Отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом
«отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму утраты своих
Корней, связи с миром. Кризисное состояние духа, как утверждает
Экзистенциальная философия, обуславливается обострением внутренней
Дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.
Состояние «отчуждения» достигает при этом своего предела, трансформируясь в
«самоотчуждение».
Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме
«Черный человек», в образе его демонического двойника.
Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и
Гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.
Впервые трагический экзистенциальный феномен «самоотчуждения»
Запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Его
Экзистенциальный «код» заключен в мотиве призрачности, неистинности
«наличного бытия», трагически переживаемого героем, его неподлинное «я»
Превращается в некую странствующую тень, ишущую новое воплощение,
Пристанище:
» С каждым днем я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела….
Уже здесь впервые отчетливо намечена тема двойничества, которой
Сопутствует мотив отчуждения личности от собственной «экзистенции».
Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина —
«Слушай, поганое сердце» (1916), где мы имеем дело со сложной диалектикой
Развития образа, с системой двойников, со взглядом на себя со стороны, из
«зазеркалья»:
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора
Спрятал в руках лезвие…».
В одном из ранних стихотворений Есенина есть строчка: «Я говорю с
Самим собой». Она отражает столкновение противоположных начал, систему
Двойственности самоощущения поэта.
Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ
Художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних
Произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет
Обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его
Творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного»
Двойника, порожденного сумятицей в душе поэта. На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция
1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.
Произошедшая революция всколыхнула сознание народа. Не мог остаться к
Ней безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране,
Еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые
Сомнения.
Нет сомнения в том, что Есенин встретил революцию с вдохновением и
Восторгом. «В эти месяцы,- вспоминал его друг В. С. Чернявский,- были
Написаны одна за другой все его… поэмы о революции… Он был весь во власти
Своей «есененской Библии…». «Поэтическая Библия» состояла из 10-ти
«маленьких поэм»; «Певущей зов», «Отчарь», «Откоих», «Пришествие»,
«Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица»,
«Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин воспевал
Преобразования в стране.
В этих его произведениях отражается восторженное впечатление от
Произошедшей революции, выражаются надежды на светлое будущее:
«Новый сеятель
Бродит по полям
Новые зерна
Бросает в борозды
Светлый гость в колымаге
К вам едет». («Преображение», 1917 год)
Таким видится Есенину Образ революции. Он связан с надеждами на новую,
Лучшую жизнь. Поэт принимает тот, «новый день», который наступил в стране:
«О новый, новый, новый
Прорезавший тучи день!
Отроком солнцеголовым
Сядь ты ко мне на плетень…»
Но в то же время он словно начинает сомневаться в правильности
Происходящего, увидев изнаночную сторону тех преобразований, которые сам
Воспевал. В стихотворении «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 год), уже звучит
Как бы насмешка над теми, кто ничего не видя и не не понимая, стремится в
Новую жизнь, о также над самим собой, еще недавно тоже стремившемся туда
Же:
«Видно в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье…»»Чудесная гостья» оказалась совсем не той, какой представлял ее себе
Поэт. Позже, в поэме «Страна негодяев» (1922-1923 года), есенинский герой
Номах окончательно ее развенчает:
«Я верил… я горел…
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все в единое море сольются,
Все сонмы народов, и рос, и племен.
Пустая забава!
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что мы взяли в замен?
Пришли те же тупики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен…»
Этими словами Номаха Есенин выражает свое отношение к революции,
Осознание ее изнанки. Существует мнение, что в своем герое Номахе Есенин
Изобразил самого себя, свою вторую, темную сторону души. По мнению М. Нике,
Во-первых описание Номаха совпадает с внешностью самого поэта: «Блондин.
Среднего роста, 28-ми лет». Во-вторых, имя «Номах» является анаграммой
«монаха» — деревенского прозвища Есенина и его двойника в «Черном человеке»
Итак, мы видим, какое смятение царило в душе Есенина, как он страдал
От того, что не мог понять и однозначно принять то, что происходило в его
Стране. Позже, в стихотворении «Письмо к женщине» (1924 год) он сравнит
Себя с лошадью, которой не по своей воле приходится скакать неизвестно куда
И зачем, и повернуть назад она не может:
«… Не знали вы, что я в сплошном дыму
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий…»
Поэт сравнивает революционные годы с «гущей бурь и вьюг». Но, как
Известно, буря не обходится без жертв, и не каждый может выдержать ее
Натиск:
«… Ну кто же из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался…»
Есенин явно не относил себя к тем, кто остался крепким в качке. И это
Время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу
Беспрепятственно смог выйти его «двойник» — «Черный человек», который будет
Преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то,
Немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана»,
Дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью, при этом
Склонившегося » над стаканом, чтоб не страдал ни о ком, себя сгубить в
Угаре пьяном». Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ
Измученной, страдающей души поэта. По мнению М. И. Шубниковой — Гусевой,
Лирический герой Есенина, именующий себя «хулиганом», поражал нарочитостью
Своей вызывающей позы, смысл которой состоял в том, чтобы пробудить в людях
Сострадание к ближнему, «осветить потемки чужих душ»
Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была
Обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком
Событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в
Этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того,
На что раньше он мог опереться.
Также очень волновал Есенина вопрос о вытеснении всего живого
«железным» в ходе индустриализации. Он, как никто другой, ощущающий свою
Связь с природой, опасался, что «эпоха железа» может окончательно ее
Вытеснить, погубить.
Есенин, конечно же понимал необходимость внести изменения в нищую
Русь, приветствовал рождение «стальной» России, о чем говорят многие его
Стихотворения, в частности «Неуютная жидкая лунность» (1925 год):
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям…».
Но поэт боялся «железного» в переносном, метафорическом смысле, как
Воплощение бездуховного, несущего смерть живому, о чем пишет в своем
Произведении «Железный Миргород», восхищаясь техническим достижениям
Америки: «С этого момента я разлюбил нищую Русь…», но в то же время
Ужасаясь царящей там бездуховности: «Человека я пока не встречал, и не
Знаю, где им пахнет. … Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и
Людоедство, зато у нас душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду
Под смердяковщину…» — писал Есенин из-за границы одному из своих
Друзей.
Также Есенина очень тяготило то обстоятельство, что, уехав из деревни
И живя в городе, он ни в том и ни в другом месте не ощущал себя своим,
Нигде не мог найти свое место. похожи Вы?
Эту игрушку уже называют ХИТОМ
Проверка зрения на рабочем месте! Не нужно идти к…
Все это вместе взятое — беспокойное, сумбурное время, переворачивающее
Все с ног на голову в сознании людей, — способствовало смятению в душе
Поэта. Он уже не знает, на что ему опереться, ощущает себя оторванным от
Реальности, выброшенным из общего ритма жизни. И это тяжелое для него время
Является очень благоприятным для выхода наружу его «черного двойника» —
Циника, «скандалиста», «хулигана», который всеми силами пытается подавить
Все то светлое, чистое, что есть в душе поэта. И в то же время этот «черный
Двойник» поэта является как бы щитом, за которым Есенин прячется от
Внешнего мира, скрывая свою растерянность и грусть.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Лирический герой Есенина


Лирический герой Есенина