«Литература и революция» в творчестве Булгакова

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», как и все великие, вечные книги человечества, посвящен всесилию и непобедимости любви. Но не будем забывать того, что писался он во времена, когда господствующей силой в обществе, в стране и мире была ненависть. Ненависть классовая и национальная, революционная и религиозная, общественная и личная… Нет сомнения, что Булгаков в 19231924 годах читал самую яркую, самую известную и самую влиятельную критическую книгу того времени — «Литература и Революция» Троцкого. Вряд ли мимо М. Булгакова прошли процитированные Троцким слова Блока: «Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером… Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе». Высказывание это, повидимому, так поразило или задело Троцкого, что он почувствовал прямотаки обязанность высказаться по этому поводу, прокомментировать слова великого поэта, «надорвавшегося» на революции.
И вот Троцкий объясняет, почему в этом высказывании Блока содержится не только «внутренняя вероподобность» и «значительность» фразы, но и безусловная истина. «Большевики, заявляет Троцкий от имени партии, членом Политбюро ЦК которой он в то время состоял, мешают чувствовать себя мастером, ибо мастеру надо иметь ось органическую, бесспорную в себе, а большевики главнуюто ось и передвинули». «Никто из попутчиков революции а попутчиком был и Блок, и попутчики составляют ныне очень важный отряд русской литературы не несет стержня в себе, и именно поэтому мы имеем только подготовительный период новой литературы, только этюды, наброски и пробы пера законченное мастерство, с уверенным стержнем в себе, еще впереди». Целая концепция «новой литературы» держалась у Троцкого на обыгрывании блоковского высказывания. Кажется, все творчество Булгакова было призвано опровергнуть высокопарную сентенцию Троцкого. Булгаков был глубоко убежден, и драматургия его, и романы, и повести, и рассказы суть явления именно «законченного мастерства», а не «этюды, наброски и пробы пера».
Булгаков не верил, а твердо знал, что он то безусловно «несет» в себе «стержень», неколебимую «ось», вокруг которой вращается не только его творчество, но и вся его загубленная жизнь. Булгаков не сомневался в том, что никакой главной оси ни в природе, ни в обществе, ни в частной жизни личности не «передвинули». И роман «Мастер и Маргарита» содержит в себе спор и полемику не только с рассуждениями Троцкого о художественном мастерстве и Мастерах, но и с самим исходным высказыванием Блока. Большевики исключительно мешали Булгакову писать, печатать, ставить на сцене или в кино свои произведения, но они не мешали ему (да и не могли преуспеть в этом) чувствовать себя Мастером.
Многозначителен конец романа «Мастер и Маргарита». Незадачливый пролетарский поэт Иван Бездомный, «интеллигент», только «вышедшей из народа» (еще недавно собиравшийся даже Канта отправить на Соловки на исправительные работы — «годы на три» за шестое доказательство существования Бога), становится в результате всех сюжетных пертурбаций профессором истории. В этом отношепии Иван Бездомный значительный прогресс «нового человека» по сравнению с Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, который воспринимает как личное для себя оскорбление предложение профессора Преображенского «поучиться хоть чемунибудь». При всем своем высоком трагизме роман «Мастер и Маргарита» оптимистичнее «Собачьего сердца». Покидая этот бренный мир, Мастер оставляет в нем своего ученика, который видит те же сны, что и он, бредит теми же образами мировой истории и культуры, разделяет его философские идеи, верует в те же идеалы всемирного, общечеловеческого масштаба…
Ученик Мастера, его идейный преемник и духовный наследник, ныне «сотрудник Института истории и философии» Иван Николаевич Понырев, «все знает и понимает» и в истории, и в мире, и в жизни. «Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». Теперь он и сам Мастер. Булгаков показал, что обретение интеллигентности происходит через накопление знаний, через напряженную интеллектуальную, шире душевную работу, через усвоение культурных традиций человечества, через избавление от чар «черной магии преступных гипнотизеров». Значит, даже такое «штучное» явление культуры, как мастерство, подлежит творческой преемственности, не уничтожается в апокалиптические времена «мировых катастроф».
Герои «Мастера и Маргариты» все без исключения, от мала до велика вырвались на простор вечности и очутились в бесконечном пространстве мировой истории. И это свидетельствует о том, что ни какие могущественные силы не властны над тем, кто несет «в себе» свою «ось», свой неповторимый нравственный и идейный «стержень», кто является хозяином своих помыслов и своего дела, кто владеет мастерством. Мастер живет в мире без социальных, национальных и временных границ. Его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гете. Он современник и собеседник бессмертных, ибо он равный с ними. Как и предшествовавшие роману фантастические повести, «Мастер и Маргарита» произведение, в котором тоже сплавлены в нерасторжимое единство реальность и фантастика. Но фантастика здесь выполняет качественную роль. Она не столько средство испытания действительности в экстремальной ситуации или условная деформация ее гипотетическим допущением.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: «Литература и революция» в творчестве Булгакова


«Литература и революция» в творчестве Булгакова