Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского)


Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
В. Соколов.
Литература 20 века – это, по сути, трагическая литература. Трагическая, потому что описывает трагическое время – время “окровавленных рек”. Несколько революций, несколько страшных войн, репрессии – все это унесло миллионы жизней. Но помимо физического уничтожения, в России 20 века происходило и уничтожение моральное, психологическое.
Та эпоха – эпоха тоталитаризма, уничтожения Личности во имя призрачного блага Всех. Об этих страшных процессах и их последствиях говорили многие писатели. Самые выдающиеся произведения остались в истории не только мировой литературы, но и общественной, политической мысли. Они являются ценнейшими памятниками того страшного времени и людей, прошедших через жернова репрессий и ГУЛАГа.
Поэма А. Ахматовой “Реквием”, бесспорно, относится к таким произведениям. Написанная в 1935 – 1940 годах, она является “заупокойной мессой” для всех безвинно погибших в застенках советских тюрем и лагерях ГУЛАГа. Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына – Л. Н. Гумилева, мужа – Н. Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов “безымянных”.
С самого начала произведения в нем появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий

героиню на протяжении всего ее крестного пути: “звезды смерти стояли над нами…”, “…и скорой гибелью грозит огромная звезда”, “…звезда Полярная сияет”.
Своей кульминации этот образ достигает в главе “Распятие” – смысловом и эмоциональном центре произведения. Для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал “великий час”:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью. Магдалина – это мятежное страдание, когда лирическая героиня “выла под кремлевскими башнями” и “кидалась в ноги палачу”. Ученик (Иоанн) воплощает тихое оцепенение человека, пытающегося “убить память”, обезумевшего от горя и зовущего смерть.
В итоге молчание Матери, на которую “так никто взглянуть и не посмел”, разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем “миллионам убитых задешево, Протоптавшим тропу в пустоте” (О. Э. Мандельштам). В этом сейчас – ее долг.
Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
Поэма А. Твардовского “По праву памяти” была завершена во второй половине 60-х годов, но она развивает тему “Реквиема” Ахматовой. Основной здесь является глава “Сын за отца не отвечает”. В ней автор исследует воздействие государства на родственные связи, грубое вмешательство власти в семейную сферу. В результате этого библейские, издревле мыслимые как теплые, добрые, исполненные любви понятия Отец и Сын становятся искаженными, изуродованными.
Твардовский показывает, что самое заветное, несомненное попало под зубцы разрушительной машины перемен: “То был отец, то вдруг он – враг”. Лирический герой не понимает, почему нужно делать такой страшный выбор – между родным отцом и благородной идеей, а на деле оказывалось, что выбор этот – между отцом и жизнью.
Искренний порыв идти в ногу со временем оборачивается для юноши трагедией: оставивший отцовский дом для горячего участия в новой истории, сын в руках вершителей судеб лишь щепка, которую именуют “отродьем, Не сыном даже, а сынком”.
Но все же сыновнее сердце хранит верность в любви к своему отцу-труженику. О ней напоминает воскресающее в памяти видение отцовских рук: “В узлах из жил и сухожилий, В мослах поскрюченных перстов”, неразгибающихся, загрубевших в работе: “отдельных не было мозолей – Сплошная. Подлинно – кулак!”
В поэме вырисовывается истинный облик Отца Народов, имеющий демонические очертания. Он приказывает забыть свои корни, своих родителей. И – что особенно горько – агрессивные законы Демона приняты рядовыми людьми:
А мы, кичась неверьем в бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
Твардовский критикует и осуждает беспамятство, пассивное ожидание указов сверху, которое сродни религиозному поклонению: “Нет, дай нам знак верховной воли, Дай откровенье божества”. В своей инфантильности, отсутствии самостоятельности современники заслужили иронии: “Как наигравшиеся дети, Что из отлучки взрослых ждут”. Автор требует истинного знания о прошлом, честности, которая поможет людям выдержать испытания, сохранить человеческое лицо.
Таким образом, литература 20 века – это трагическое свидетельство тех событий, которые выпало на долю русского народа. Писатели и поэты, всем сердцем переживавшие трагедию своей Родины, призывали лишь к одному – памяти. Потомки должны знать, должны помнить все, что происходило с их родителями, чтобы никогда больше не повторять этих страшных ошибок.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского)