Литературные контрасты и антитезы в романе “Герой нашего времени”

Характер Печорина раскрывается в двух планах: с одной стороны, он главный герой, активный участник событий, о которых повествует автор; с другой стороны, он “автор” “исповеди”, в которой с предельной откровенностью выявляются его понимание жизни, результаты наблюдений и раздумий. Чувствуя в душе своей “силы необъятные”, он, однако, не использует их для “назначения высокого”, а увлекается “приманками страстей пустых и неблагодарных”. Это противоречие между “назначением” и действительным туерный порок не только

этой эпохи. Есть в романе примеры антонимичных прилагательных: высший – низший; мрачный – радужный; первый – последний; антонимы-глаголы: любить – презирать; выздороветь – умереть; жить – умереть; антонимы-наречия: хуже – лучше; направо – налево; высоко – внизу и антонимы-местоимения: свое – чужое.
Более сложны и разнообразны в романе речевые антонимы. Большая часть их выражает контрасты, которые ускользают от видения многих; их обнаруживают лишь люди типа Печорина, привыкшие анализировать жизнь во всех ее проявлениях: “Воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю”;
“История души человеческой, хотя. бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.
Печорин понимает, что для близких к нему людей он часто оказывается носителем зла. “Неужели зло так привлекательно?” – спрашивает он себя, когда думает о Вере и о причинах ее чувства к нему.
Способность Печорина всюду видеть контрасты поразительна. Отсутствие у него друзей он объясняет, например, тем, что дружба никогда не основывается на равноправии: “Из двух друзей всегда один раб другого”. А так как рабом он быть не способен, то это означает, что и друга у него не может быть. Таким образом, само понятие друга для Печорина внутренне противоречиво.
Прием антитезы используется часто для выражения явных и скрытых контрастов. Вот примеры первой разновидности: “Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой”; “Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка”. Для выражения скрытых контрастов чаще всего используются два определения, связанные противительным союзом но, к одному существительному: “Мне уже пересказали две-три эпиграммы на мой счет, довольно колкие, но вместе с тем очень лестные”; “Ее (княжны Мери) легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное…”
Антитезы получают в романе и другие формы выражения, например контрастные по смыслу предложения: “Есть минуты, когда я понимаю Вампира! А я еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия”; “Я всегда ненавидел гостей у себя – теперь у меня каждый день полон дом”.
Итак, антонимы в романе связаны с попытками Печорина понять самого себя, понять те внутренние противоречия, которые составляют существо его характера и конкретных поступков, а также выражают оценки отдельных лиц и их суждений.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Литературные контрасты и антитезы в романе “Герой нашего времени”