Литературный портрет в романах Толстого и Достоевского

Только ли о внешности героя можем мы судить по его литературному портрету? Я думаю, что нет. Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к герою, к его характеру и его поступкам. Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев в ходе повествования автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.
Особенно интересно проанализировать портрет в произведениях Толстого и Достоевского. Этих авторов сближает прежде всего историческая эпоха. Кроме того, и у Толстого, и у Достоевского в центре внимания находится человек, его психология, его внутренний мир. И в то же время портреты в произведениях Достоевского и Толстого во многом различны.
Рассмотрим изображение портретов героев в романе Анна Каренина Л. Н. Толстого и Преступление и наказание Ф. М. Достоевского. Начнем с техники портрета.
Портреты Достоевского неподвижны, они напоминают живописные полотна, которые можно видеть в художественных галереях. Вот некоторые примеры: …он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнокур, ростом выше среднего, тонок и строен (Раскольников); Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая (Алена Ивановна); …безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое… (Соня). Такую манеру письма в изображении портретов литературных героев можно назвать описательной, статичной. Использование в портретных характеристиках глагола быть в прошедшем времени только усиливает впечатление неподвижности. В такой же форме написаны портреты и большинства других персонажей романа (Мармеладова, Порфирия, Лебезятникова, письмоводителя и др.).
У Толстого совсем иначе. Описание внешности героев дается отдельными штрихами, как бы попутно к описанию действий и поступков персонажей. Первый портрет, с которым мы встречаемся в романе, это изображение князя Степана Ар-кадьича Облонского. Детали этого портрета разбросаны на страницах первых трех глав. Описание Толстой начинает с фигуры героя всего в нескольких словах. Но описание это дается в движении: Он повернул свое полное, выхоленное тело… (А Достоевский скорее всего сказал бы: Это был полный, холеный человек.) Затем Толстой останавливается на деталях туалета Облонского так же попутно к развитию действия: отыскал обделанные в золотой сафьян туфли, потянулся к тому месту, где в спальне у него висел халат. Его лицо улыбается привычною доброю и потому глупою улыбкой. Даже наиболее общая характеристика внешности Степана Аркадьича дается Толстым в связи с драматургией действия: Он не мог теперь раскаиваться в том, что он, тридцатичетырехлетний, красивый, влюбчивый человек, не был влюблен в жену. Уже по этим коротким отрывкам текста можно сделать вывод о том, что изображение портрета у Толстого имеет повествовательный, динамичный характер. (Обратим внимание на глаголы, обозначающие движение: повернул, потянулся, подошел, улыбнулся.)
Второе отличие портретов в изображении Толстого и Достоевского заключается, как мне кажется, в том, что Достоевский в большинстве случаев сам рассказывает нам о внешности своих героев как автор, а Толстой делает это посредством видения других персонажей. Так, например, черты Анны мы открываем для себя по наблюдениям Вронского. Вронский сумел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшей ее румяные губы. Вронский вдруг увидал голову Анны, гордую, поразительно красивую и улыбающуюся в рамке кружев.
Различен и выбор деталей портрета в романах Достоевского и Толстого. У Достоевского основной художественной деталью являются глаза. В Преступлении и наказании нет, пожалуй, ни одного персонажа, во всяком случае среди главных действующих лиц, о глазах которого мы ничего не могли бы узнать. Прекрасные темные глаза Раскольни-кова; вострые злые глазки старухи; с жидким блеском глаза Порфирия; крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки Мармеладова; добрые глаза Лизаветы; кроткие голубые глаза Сонечки и т. п. Глаза у героев Достоевского — это действительно зеркало их души. Скажем, изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развития действия, показывает нам изменения, происходящие в его душе. Мы знакомимся с Раскольниковым молодым, полным сил человеком, который стремится найти пути решения сложных жизненных проблем. Но вот он решается на преступление. Спокойный взгляд сменяется воспаленным. Глаза лихорадочно блестят. Наступает мучительный период раскаяния, терзаний, угрызений совести, и взгляд Раскольникова становится сухим, воспаленным, острым. Раскольников на грани катастрофы, его душа умирает, и это отражается в его помертвевших глазах. Но любовь Сони воскресила его, и на последних страницах романа мы видим в глазах Сони и Раскольникова слезы счастья.
В отличие от Достоевского, у Толстого глаза не являются основной частью портрета. Как мне кажется, какой-либо основной черты портрета у Толстого вообще нет. Детали, разбросанные по многим страницам романа, как бы являются отдельными фрагментами мозаики, которые при чтении собираются в единую картину. Конечно, и у Толстого можно встретить описания глаз, например: Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза (Анны) дружелюбно, внимательно остановились на его лице. Или: черные блестящие глаза графини Нордсон. Но все же в большинстве случаев у Достоевского глаза являются более важным элементом портрета, чем у Толстого. Не оттого ли, что у Достоевского портрет вообще менее подробен, чем у Толстого?
Однако и это еще не все отличия. Представим себе, что персонажи романа Преступление и наказание вдруг собрались в одно время и в одном месте. Что мы видим? Серую толпу плохо одетых, болезненно бледных людей, чем-то похожих друг на друга. Мы видим их как бы сквозь сплошную пелену мелкого, серого петербургского дождя. Это и Мармеладов с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками; это и Порфирий Петрович: пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого; это и Соня с бледным, худым и неправильно угловатым личиком; и Раскольников с исхудалым бледно-желтым лицом. Все это портреты людей обреченных и нездоровых. Причину их болезни Достоевский видит в их бедности, унижении, в их общественном положении. Персонажи Достоевского позволяют составить общий портрет жителя Петербурга на фоне его холодного, сырого климата и социальных проблем. Определение петербургский становится у Достоевского синонимом слова болезненный. Описывая портрет Свидригайлова, приехавшего из провинции, Достоевский отмечает, что его цвет лица был свежий, не петербургский.
Совсем иные портреты мы видим у Толстого. Они как бы освещены живительным светом, выписаны ярко и красочно. Даже определение петербургский приобретает у Толстого значение прямо противоположное тому, которое мы встречаем у Достоевского: Увидев Алексея Александровича, с его петербургским свежим лицом… Толстой видит Петербург совсем иным городом городом красивых, изящных, хорошо одетых и здоровых физически людей. Так через сравнение портретов мы можем узнать не только о внешней несхожести героев, но и нечто большее: о социальной пропасти, разделяющей высший свет и нищету петербургского мещанства. Хотя источник драмы героев обоих романов один и тот же это косность, стяжательство и патриархальность бесправного русского общества, так по-разному описанного Толстым и Достоевским.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Литературный портрет в романах Толстого и Достоевского


Литературный портрет в романах Толстого и Достоевского