Любовь Ольги к Обломову

В романе И. А. Гончарова “Обломов” ключевое место занимает эпизод “Сон Обломова”. Он помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью сна.
Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищенности перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”,

и это небо распростерлось над землей, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет собой “ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей”. Такая атмосфера мира Обломовки передает полное согласие, гармонию в этом мире, а “сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем”.
“Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю”. В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом “благословенном богом уголке”. Не
было там никаких “странных небесных знамений”; не водится там ядовитых гадов; “саранча
Не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже “поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности”. В Обломовке царит полная идиллия. Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак – и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая
Держит на себе землю”.
Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там – чужое, враждебное, их вполне устраивает счастливое “житье-бытье”, и их мир – самостоятельный, целостный и завершенный.
Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее жителей. Даже “правильно и невозмутимо совершается там годовой круг”.
Строго ограниченное пространство живет по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времен года.
Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо
Верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев. Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали… открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины, свадьба, похороны. Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок”.
Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Все это свидетельствует об особом сознании людей – мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места – овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала “не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.
Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подает человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” – скажет непременно кто-нибудь”, и дальше
Начнется самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для аналитического ума. Вопрос “почему?” – это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал
Не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.
Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым обеспечивает миру какую-то надежность, неизменность.
Масштаб сна позволяет разглядеть в нем черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется… ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом – Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира, который весь заключен в любовные объятия; он несет в себе утопию “золотого века”.
Вернемся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Все это не соответствует умиротворенности жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть
Опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где все говорит об идиллическом восприятии мира. Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием? Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие – все это утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги. В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие, мягкость, утонченность. Все эти черты – результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, ее мифологизация. Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера героя. “Сон Обломова – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, – был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, – писал критик Александр Васильевич Дружинин.
Сон всегда был загадкой для человека. Как и каждая тайна, он необычайно притягателен, поэтому и собрал вокруг себя множество народных верований, преданий. Сон нашел свое отражение во всем, в том Сон нашел свое отражение во всем, в том числе и в произведениях литературы, начиная поэзией Шекспира и заканчивая прозой современных писателей. Причем каждый автор описывает сновидения и преследует свою цель.
Пример – видение Екатерины в “Грозе” Островского. Они только раскрывают характер главной героини, рассказывают о мыслях и чувствах любящей женщины.
Особая роль у сна, в произведениях Гончарова. Автор специально рассказывает о детстве Обломова не в самом начале романа. Оно прошло незамеченным. Читатели, узнавая о жизни Ильи Ильича настоящем, с интересом и вниманием читают о его детстве. Они пытаются найти ответ на один вопрос: что же могло сделать человека таким?
Начало романа Гончарова – в сне Обломова. Эпизод из неоконченного романа важен потому, что в нем проявляется основная проблема произведения.
Этот отрывок и “Сон” Пушкина очень похожи. Поэт также рассказывает о роли няни в воспитании русского ребенка. Писателю показывают, что дворянская культура порой неделима от своих народных истоков. Одна из главных черт Обломова, мечтательность, сформировалась в Обломовке.
Няня была первым учителем героя. Все, что занимало Илюшу, она объяснила как могла, то есть народными поверьями, приметами, остальное ребенок черпал из сказок. Естественно, Обломов не видел настоящей жизни. Конечно, позже Илюша понял, что рек из меда и молока не существует, но не переставая мечтать о волшебном крае, “…где нет зла, хлопот, печали, … где так хорошо кормят и одевают даром…” Поэтому, став взрослым, он удивляется тому, что все торговцы требуют отдать им долг, а иначе грозятся посадить в острог и не отпускать продукты.
Несомненно, эти традиции остались на всю последующую жизнь героя. Но, благодаря тем же устоям, Илья Ильич сохранил свою душу красивой, простой и естественной. Он не принимал всего грязного в мире, не понимал смысла чинов и богатств. И от всего, что его душа отвергла, Обломов отгородился.
Во сне открывается причина поступков, совершаемых настоящим Ильей Ильичем. Не зная его характера, который в большей части сформировался в детстве, нельзя понять героя до конца. Явная параллель видна между Ильей Обломовым и Ильей Муромцем, который сиднем сидел тридцать три года. С самого детства героя окружала праздность. Мать оберегала своего сына, следила за тем, чтобы он был пухленьким, беленьким, с розовыми щечками, “которые другой малыш и надует, а такие не сделает”. Родители подавляли в своем ребенке резвость и любознательность. И добились того, что Обломов стал ленив и апатичен. Все реже и реже чувствовал потребность вскочить и сделать все самому и чаще давал указания Захару. Родители же “отвили” у своего ребенка желание учиться. Они видели только внешнюю сторону образования и не понимали, что оно помогает духовному развитию человека. Поэтому в семье очень часто находились предлоги, чтобы оставить Илюшу дома, а не отвозить к Штольцам. Позже он сам делал вид, что болен и нехотя выполнял задание. Сам Обломов не понимал, чем ему может послужить образование и наука. И это привело к тому, что однажды он сложил все книги в угол комнаты и равнодушно наблюдал за тем, как их покрывала пыль.
Таким образом, сон объясняет, почему Обломов стал таким, каким мы его видим.
Важна и композиционная роль этого эпизода в романе. Гончаров рассказывает о людях, навещавших Обломова. Герой с удивлением воспринимает то существование, которое они называют жизнью. Они не понимают, как можно так жить. Сон же отделяет визит от появления Штольца. Он объясняет неспособность Ильи Ильича жить так, как жил его друг, Ольга, люди его навещавшие. У него нет энергии для такой жизни, да она ему и не нужна. Сон, по словам Дружинина, играет главную роль в произведении. Он писал, что этот эпизод опоэтизировал героя и связал его невидимыми нитями с сердцами читателей. Поэтому “Сон” как отдельное художественное произведение поражает своим
Огромным значением в романе.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Любовь Ольги к Обломову